Кого боятся турки в России

Русский бизнес
Москва, 03.10.2011
«Эксперт» №39 (772)

Компания Ar˛celik, входящая в турецкий финансово-промышленный конгломерат Ko˛c Group, запустила новую линию по производству кухонных плит «Беко» в городе Киржач Владимирской области.

Мощность отверточной сборки составит 100 тыс. штук отдельно стоящих стеклокерамических электрических кухонных плит. На установку линии компания потратила всего миллион долларов. В ближайшие годы Ar˛celik планирует вложить еще 10 млн долларов и увеличить мощности до 500 тыс. штук (емкость российского рынка плит, как газовых, так и электрических, — около 2,2 млн штук, или 1 млрд долларов в денежном выражении), организовав производство полного цикла. Этот завод на данный момент — единственный действующий в России, построенный иностранным производителем. Большая часть остальной продукции — импорт.

Такое положение нетипично для рынков крупногабаритной техники. В двух других ключевых сегментах, на рынке холодильников и стиральных машин, иностранцы уже давно обзавелись российскими промплощадками. Лидерами тут являются итальянская Merloni с брендом Indesit, немецкая Bosch und Siemens Hausgeräte, корейская LG и турецкие компании с брендами Beko и Vestel. Локализация нужна им ради сокращения транспортных расходов на перевозку, которые порой доходят до 20–30% в конечной цене товара, и обхода импортных пошлин. Для холодильников и стиральных машин это правило срабатывало исправно, а для кухонных плит до последнего времени сбоило. Впрочем, одна попытка организовать такое производство в России все-таки была: в конце 1990-х годов компания Bosch построила в подмосковной Черноголовке производство газовых плит, но в 2008 году его закрыла. Перед кризисом также обещала построить завод в России Merloni, но до дела не дошло. Что или кто мешает иностранцам?

Западноевропейцы не выдерживают конкуренции с производителями из Восточной Европы. На российском рынке газовых плит доминирует Брестский завод газовой аппаратуры с брендом «Гефест». Его мощность — около 1 млн плит в год, три четверти этого объема отправляется на экспорт в Россию. «Белорусский “Гефест” на данный момент предлагает потребителю слишком привлекательную цену, с ней трудно конкурировать», — говорит Оускан Шатыроглу, гендиректор ООО «Беко».

Что касается электрических плит, то на российском рынке доминирует продукция польской фирмы Amica Wronki с брендом Hansa. Турецкая Ar˛celik с брендом Beko, занимающая второе место на российском рынке электроплит, видимо, решила изменить расклад сил в свою пользу, локализовав производство в России.

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (772) 3 октября 2011
    Предвыборная кампания
    Содержание:
    Поменять ставку

    Возвращаясь в Кремль, Владимир Путин совершает рискованный поступок. Ему придется организовать русское экономическое чудо с опорой на новые слои — предпринимателей и средний класс. Что повлечет за собой и глубокие политические изменения

    Международный бизнес
    Политика
    На улице Правды
    Реклама