Сделано во Владивостоке

Андрей Кудисов
5 декабря 2011, 00:00

Японские компании налаживают сборку легковых автомобилей во Владивостоке, откуда будут поставлять их на весь российский рынок

Фото: AP
понские компании налаживают сборку легковых автомобилей во Владивостоке, откуда будут поставлять их на весь российский рынок

Японская автомобилестроительная корпорация Mazda Motor Corporation и российский концерн Sollers договорились создать совместное автосборочное предприятие во Владивостоке. Таким образом, с 27 ноя­бря начинается новый этап формирования на Дальнем Востоке собственного автопрома.

Свой автопром вместо всероссийского автобазара

Попытки привлечь японских автогигантов перспективой развития производства в российском Приморье предпринимались еще в 1990-е. Тогда под организацию автопроизводства готовы были даже предложить производственные мощности оборонных предприятий. Однако сложная социально-политическая и экономическая обстановка в России той поры японцев не вдохновляла на освоение рынка с крайне низкой покупательной способностью и еще не устоявшимися правилами игры. Им вполне хватало небольшого экспорта новых автомобилей для состоятельных российских граждан и активно растущего рынка подержанных машин, которые буквально завоевали Дальний Восток и Сибирь. Ситуация начала меняться с ростом доходов россиян, особенно после введения в 2008 году заградительных таможенных пошлин на подержанные иномарки.

В связи с этим решением российского правительства в Приморье рухнула целая отрасль, специализировавшаяся на ввозе подержанных «японок». Общественно-политический резонанс от повышения пошлин оказался чрезвычайно негативным. Недовольство выражали не только участники бизнеса, но и дальневосточные и сибирские автовладельцы, успевшие привыкнуть к качественным автомобилям. Вот тогда, спустя полтора десятка лет после первых попыток организовать автопром на Дальнем Востоке, у группы компаний Sollers появился шанс реализовать свой проект с южнокорейской SsangYong. Идея получила поддержку краевых властей, которые столкнулись с нескрываемым недовольством большей части приморского общества.

Автосборочный завод во Владивостоке начал работать в декабре 2009 года на базе обанкротившегося «Дальзавода» (ремонт и строительство кораблей и судов для военного и гражданского флота). В 2010 году на дальневосточном заводе Sollers было собрано 13,5 тыс. автомобилей (четыре модели SsangYong).

Mazda не первая японская автомобилестроительная компания, с которой Sollers создает совместное предприятие. В марте 2011 года Sollers подписал меморандум о намерениях с торговым домом Mitsui, представляющим интересы Toyota Motor Corporation. Согласно этому документу, стороны будут выпускать на мощностях завода Sollers во Владивостоке популярную в России модель внедорожника Land Cruiser Prado. Выпуск автомобилей планируется начать в первой половине 2012 года.

По словам генерального директора Sollers Вадима Швецова, инфраструктура владивостокской промышленной площадки позволяет производить до 100 тыс. машин в год. Сейчас на этих мощностях производится 35 тыс. SsangYong. С будущего года с конвейера будет сходить до 25 тыс. Toyota Land Cruiser. А максимальный объем производства автомобилей Mazda оценивается в 40 тыс. штук в год.

Общий объем инвестиций сторон в организацию и развертывание производства составит 80 млн долларов. Завод будет выпускать новое поколение Mazda 6, а также принципиально новую модель, которой на рынке еще нет. Не исключено, что она будет представлена на открывающемся в ближайшие дни Токийском автосалоне.

Налаживание производства автомобилей Mazda позволит создать в Приморье до тысячи новых рабочих мест. Столько работников необходимой квалификации в регионе нет, однако за прошедшие годы Sollers научился решать эту проблему — некоторых специалистов компания приглашает со стороны, а основную часть готовит на месте.

Выгодный партнер

Сотрудничество с Sollers, решающей важные социально-экономические задачи (на подписании меморандума во Владивостоке присутствовал первый вице-премьер Игорь Шувалов), — наиболее удобный и экономически выгодный вариант для Mazda на растущем российском рынке. Во-первых, японцы будут использовать уже готовые производственные мощности, что существенно снизит вложения в проект по сравнению со строительством завода с нуля. Во-вторых, подготовленные мощности Sollers дают возможность сразу выйти на объемы производства, превышающие 30 тыс. машин в год. В ином варианте на достижение этих показателей потребовалось бы несколько лет.

Еще одна чрезвычайно важная особенность договоренностей с Mazda заключается в том, что, разворачивая производство во Владивостоке, компания получает право на беспошлинный ввоз автокомпонентов. Более того, в качестве рынка сбыта она получает не только Дальний Восток и Сибирь, но и всю страну. Дело в том, что Mazda предоставляется возможность бесплатно перевозить автомобили, произведенные на Дальнем Востоке, по железной дороге по всей стране. Сейчас по льготному тарифу РЖД перевозятся собранные в Приморье SsangYong. Железнодорожная льгота при российских расценках и расстояниях делает проект коммерчески весьма привлекательным, несмотря даже на некоторое обременение — японцы должны организовать производство полного цикла и через четыре с половиной года локализовать изготовление не менее чем 30% комплектующих.

К тому же емкость российского рынка демонстрирует завидные темпы роста, в том числе на Дальнем Востоке и в Сибири. Это объясняется тем, что Sollers создал в этих регионах развитую дилерскую сеть, главным коньком которой стал trade-in. За последнее время в этих российских регионах получил распространение вполне западный подход: при трехгодичной гарантии на машины компании автовладельцы уже через два года сдают свои машины дилерам и, оплатив разницу, приобретают новые. Региональные банки охотно их в этом поддерживают, предоставляя кредиты на приобретение машин не старше трех лет.

Очевидно, что на тех же условиях будет работать и Mazda, бизнес которой в России и сегодня внушает оптимизм. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по октябрь текущего года компания продала в России около 32 тыс. автомобилей (рост на 72%). По некоторым оценкам, через три-четыре года продажи Mazda в России способны выйти на уровень 50 тыс. автомобилей, большая часть которых может быть произведена на Дальнем Востоке.

Владивосток