И клоуны скоро уедут

Международный бизнес
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)
Фиаско самого знаменитого в мире цирка Cirque du Soleil в Азии может стать хорошим уроком для многих компаний, с надеждой смотрящих на азиатские рынки

Проект Cirque du Soleil, с помпой стартовавший в Макао три с половиной года назад, закрыт из-за низкой посещаемости и, соответственно, удручающих финансовых результатов. 19 февраля стало последним днем работы в бывшей португальской колонии самого известного циркового шоу в Азии — Zaia. Еще раньше, в конце 2011 года, закрылось шоу Zed — постоянный проект Cirque du Soleil в Японии. Сегодня компания уходит из Азии, причем никаких планов по возвращению пока нет, сначала нужно осознать причины дорогостоящих неудач и сделать из них правильные выводы.

В беседе с корреспондентом «Эксперта» неудачу в Японии сотрудники цирка объясняли землетрясением, цунами и Фукусимой. «Что мы могли сделать, если в Японию перестали ездить туристы, многие до сих пор боятся радиации», — говорит менеджер Cirque du Soleil, приехавший в Макао в составе канадской команды четыре года назад. Но неудачу в Макао на землетрясение списать не получится. Несмотря на мировой финансовый кризис, туристические потоки сюда только увеличиваются — до 22 млн в 2011 году. Новые казино и отели вводят в эксплуатацию чуть ли не каждый месяц: только за последний год в городе построили игровой комплекс Galaxy, отели Ocura и Banyan Tree. В апреле-мае начнут работу Сonrad и Sheraton. Игорный комплекс Venetian, в котором находится (или уже находилась) Zaia, отчитывается о рекордной посещаемости и доходах. Более того, на шоу House of Dancing Water, открывшееся полтора года назад по соседству с Zaia, билеты нужно заказывать за пару недель, иначе не попасть.

Так что история провала Cirque du Soleil в Азии имеет собственные причины. В основе лежит типичное отношение известного западного бренда к азиатскому рынку, которое уже не раз приводило к провалам другие компании.

Внезапный крах

О проблемах Zaia в Гонконге и Макао говорили и писали все последние месяцы. Так, в январе гонконгская газета Apple Daily написала о возможном закрытии проекта в апреле из-за того, что посещаемость шоу упала ниже 40%. И все же решение о стремительном закрытии стало неожиданностью как для экспертов, так и для самих участников и менеджеров. «Буквально за три дня до объявления о завершении проекта в Zaia приехало несколько новых артистов из Бразилии, теперь их придется отправлять обратно», — рассказывает собеседник «Эксперта», знакомый с ситуацией вокруг компании. В Макао шоу Cirque du Soleil шло в партнерстве с крупнейшим в мире развлекательным комплексом Venetian — канадцы отвечали только за креативную часть и подбор исполнителей, зал и все технические средства организовывала и предоставляла принимающая сторона. Соответственно, именно она и указала Cirque du Soleil на дверь. «Контракт был подписан на десять лет, но Venetian неожиданно объявил о его досрочном разрыве, сам Cirque du Soleil был к этому совершенно не готов», — утверждает источник «Эксперта».

Со стороны три с половиной года кажутся довольно длительным сроком, именно на это стараются обратить внимание представители Venetian. «Основываясь на опыте Лас-Вегаса, такую про

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама