Движение «Правый поворот»

18 марта 2012, 23:36

Базовые принципы

Мы общественно-политическое движение правых либералов.

Мы объединяем профессионалов, практиков, людей «дела» разных профессий и различных социальных групп, людей, нацеленных на успех,  самостоятельных и сильных. Наши выводы исходят из экспертной беспристрастной оценки происходящих событий, мы пытаемся видеть настоящее и смотреть в будущее  не на основе настроений большинства,  популистских социальных идей или партийных интересов, а исходя из исторического опыта нашей страны,  нашего личного опыта,  исходя из здравого смысла.

В отличие от «левых», главная задача которых справедливое распределение, защита «слабых», мы сильные, мы знаем, что такое создавать - создавать благосостояние себе и своей семье, своей стране, и  мы знаем, что такое нести ответственность - ответственность за себя, своих работников, за общество, в котором мы живем.

Как и всех либералов нас объединяют идеалы демократических свобод, прав человека, равенства всех перед законом.

Но мы «правые» либералы. Поэтому мы хорошо понимаем, что демократию нельзя волевым решением объявить или импортировать, путь к свободному обществу и экономическому благосостоянию долог и труден, результат может  быть достигнут только в ходе длительного  эволюционного развития общества и не может прийти в одночасье, тем более революционным путем.

Миссия правых либералов – понимать, оценивать и направлять развитие общества. Сегодня мы – меньшинство, но мы активное, при этом компетентное и ответственное меньшинство, которое умеет видеть и анализировать, принимать разумные и взвешенные решения. Мировой опыт показывает, что в истории самых успешных стран главную роль играли именно праволиберальные идеи, именно такие люди как Черчиль, Пиночет или Ли Кван Ю, часто при сопротивлении большинства, обеспечили успех своим народам.

Наши убеждения  ясны и понятны:

  • Свобода - ценность, но свобода каждого человека ограничивается свободой других. Главная задача успешного государства найти правильное сочетание свобод и обязанностей, соответствующее периоду исторического развития, обеспечить социальную устойчивость и  порядок при максимальных темпах развития.
  • Мы все равны перед богом. Но в жизни мы все разные, неравенство между людьми естественно. Именно неравенство ведет к развитию и социально-экономическому многообразию общества.

Мы – меритократы. Общественные оценка каждого человека должна исходить, не  из принципа всеобщего равенства по факту рождения, а доставаться  по  умениям, опыту, вкладу в общее общественное благо, то есть по заслугам конкретного человека.

  • Собственность священна – и частная, и общественная. Стремление к ее преумножению является главным стимулом социально-экономического развития сообщества свободных людей. Её неприкосновенность является основным правилом, обеспечивающим устойчивое развитие.
  • Двигателем развития, движения вперед является здоровая честная конкуренция в экономике, политической системе и общественном развитии. Мы считаем, что успешным общество может стать, только находясь в постоянном развитии, совершенствовании, общество, основой которого может быть только частная и общественная инициатива активных самостоятельных людей.
  • Культура  и нравственные ценности, являющиеся основой духовного развития общества,  должны призывать к сочувствию и солидарности, но их базовыми принципами должны являться  ценность успеха, самореализации и совершенствования.
  • Стержнем общественного устройства должно являться «правовое государство», в первую очередь защищающее личность, частную собственность, свободу предпринимательства, нравственные устои общества. Буква и дух закона должны быть разумными и справедливыми, отражая традиции и исторический опыт, соответствовать этапу в развитии общества, соотношению интересов и возможностей отдельных социальных групп.

Задача общественного управления – утвердить правила игры, обеспечив равные стартовые условия, равенство всех перед законом, одновременно создав возможности в стремлении людей к достижению успеха,  и защитить свободу самореализации.  

  • Демократия это лишь инструмент системы общественного управления, обеспечивающий власть большинства. Демократия эффективно работает лишь тогда, когда большинство прошло стадию становления и развития, и средний класс, объединяющий в себе ответственных собственников, став сильным, зрелым и многочисленным, может обеспечить осознанное ответственное голосование. Демократия слабых и неразумных вырождается в охлократию – власть толпы и ее вожаков - демагогов, ведущих общество в своих собственных интересах.

Многие проблемы в истории России происходили из-за переоценки и непонимания особенностей демократического процесса. Тому примером могут служить судьбы Государственной думы Российской Империи и 1-го и 2-го созыва, где более сотни депутатов были представителями экстремистских партий, открыто занимавшихся террористической и подрывной деятельностью, или опыт демократической  Февральской революции 1917 года, приведшей к диктатуре большевиков. С другой стороны, самые главные  достижения в истории России приходили тогда, когда власть правильно определяла соотношение возможностей и слабостей демократии на конкретном этапе развития страны, чему примером может служить деятельность Петра Столыпина.

Особым периодом в истории России стал период «управляемой демократии» 2000-х., который с убедительностью доказывает, что в условиях слабости среднего класса демократическими институтами можно легко манипулировать в интересах существующей власти, а в отсутствии «правового государства» демократия легко становиться управляемой из кабинетов чиновников.

Стабильные 2000-е стали ответом властной верхушки на 90-е годы, которые оказались одним из самых сложных периодов в развитии нашей страны. Произошел обвал в экономике, бюджетная система не работала, общество криминализировалось, власть закона стала фикцией, почти вся частная собственность в глазах народа имела нелигитимное происхождение, почти весь бизнес – репутацию аморального и незаконного. В результате переход от советской к капиталистической системе, столкнувшись с непреодолимыми на том историческом этапе трудностями и в результате заблуждений и ошибок в государственной политике, так и не был завершен. Среди населения росло недовольство политикой государства, но в 1996 году на пост Президента страны был опять выбран непопулярный Ельцин, в результате внутренний протест большинства населения не нашёл своего удовлетворения. Дальнейшие неудачи экономической и внутренней политики привели Россию к дефолту 1998-го и к войне на Кавказе, поставив к концу 90-х страну на грань распада, «пар продолжал копиться».

Придя к власти, команда Путина начала проводить «левый поворот». Власть компенсировала накопившееся у населения  недовольство  90-ми путем активной, но часто неоправданно затратной  социальной и идеологической политики (раздачей «хлеба и зрелищ»).  В целом она достигла результата – в стране был налажен экономический и финансовый порядок, людям возвращена утерянная уверенность. Наполнив бюджет, правительство восстановило социальные гарантии и сумело конвертировать экспортные доходы в рост платежеспособного спроса населения, заслужив этим поддержку широких слоев общества. Общество  все эти годы в массе своей было стабильно.

Однако условий, в которых этот спрос, в свою очередь, смог бы эффективно конвертироваться в долгосрочное и стабильное развитие национальной экономики, создано не было. Процесс «разгребания завалов 90-х» обеспечивался за счет эксплуатации «сырьевой модели  экономики» и происходил  силами государственного аппарата. Эта политика, опиравшаяся на высокие мировые цены на нефть, на принцип поддержания спроса преимущественно через перераспределение природной ренты, а не через создание добавленной стоимости, до определенного времени приносила положительные результаты. Но эта политика одновременно  генерировала  и негативные тенденции, особенно усилившиеся во второй половине 2000-х:

  • Произошел процесс концентрации и огосударствления экономики, которая в основном строится на ручном управлении крупными в основном государственными сырьевыми и финансовыми корпорациями.  Экономическая политика государства сконцентрировалась на управлении расходами, и не стимулировала создания новых источников доходов, диверсификации экономики, стимулировании конкуренции. Развитие частного бизнеса, отечественного производства оставалось на недопустимо низком уровне, и продолжает уменьшаться. Бизнес покидает страну. В стране начинаются застойные явления в экономике.
  • Почти до уровня времен СССР выросла бюрократия, что ведет к неэффективности государственного управления и росту системной коррупции, которая блокирует развитие, ведёт  к  моральному надлому в обществе.
  • Власть, укрепляя государственные институты, приостановила, а в некоторых вопросах развернула вспять развитие демократического процесса в стране, что привело к застою и ослаблению конкуренции в политической сфере.
  • У населения укрепились иждивенческие настроения, отсутствуют стимулы к развитию, на низком уровне находится и фактически не приветствуется частная инициатива. Наметились признаки «застоя» в духовно-нравственной сфере.
  • Глубокий духовный  кризис 90-х годов, связанный с крахом идей перехода к капитализму, так и не был преодолен, более того, деградация общества, стимулируемая дурным примером, подаваемым ему государство-образующей элитой, прогрессирует. Яркими признаками социальной деградации является то, что Россия занимает первые места в мире по числу абортов, смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанных с потреблением крепких алкогольных напитков, по потреблению героина, по уровню курения, как среди взрослых, так и среди подростков; второе место в мире по проценту людей, сидящих в тюрьмах; третье место в мире по смертности от самоубийств среди мужчин; одно из ведущих мест в мире по уровню разводов, количеству детей, живущих вне семьи; первое место в Европе по смертности от убийств.

Сегодня мы можем уверенно констатировать, что существующая модель государственного управления, при сохранении текущих тенденций в экономике, социальной и духовно-нравственной сфере обречена на крах даже в условиях высоких глобальных цен на сырье.

При этом при всей правильной риторике, накопившиеся проблемы,  в реальной политике, властью адекватно не оцениваются, не  учитываются и не компенсируются.

Ошибка команды Путина состоит в том, что  в годы финансового благополучия не был осуществлен переход от «стабилизации»   к «развитию»,  активной модернизации экономики и политической системы.   В результате усиленная кризисом 2008-09 годов и последующей стагнацией в экономике, и стимулированная результатами выборов в Госдуму,  политика « обеспечения стабильности» 2000-х в 2011 году  привела к недовольству демократического меньшинства и вылилась в протестные акции, самые крупные за период новейшей истории России.

Но мы уверены, что еще не поздно – не поздно без революций, сохраняя имеющиеся достижения, преобразовать систему и перевести ее в новое состояние активного модернизационного роста.

Для этого, в стране нужно осуществить «правый поворот»,  развернуть её в сторону современной конкурентной  экономики и правового государства. Отказаться от декларируемой цели «стабилизации» и сконцентрировать все ресурсы страны на задаче  эффективного качественного роста экономики и социальной системы, на поднятии духовно-нравственного уровня людей.

Российская специфика заключается в том, что в «левой»  стране необходимо реализовать  очевидно «правые» реформы.

В нашей социально поляризованной стране очень богатых и неимущих средний класс   очень слаб и сосредоточен в крупных городских центрах. Абсолютное большинство населения,  особенно после разочарований 90-х годов, придерживается «левых» взглядов.

При этом мы хорошо понимаем, что  только класс обеспеченных, самостоятельных, обремененных собственностью людей  обладает необходимыми компетенциями и жизненным опытом для того, чтобы обеспечить в стране ответственное и взвешенное голосование.

Поэтому  главными на сегодня задачами российского государства должны стать:

  1. осуществление  быстрого динамичного, по-существу революционного,  перехода  к рыночной экономике , создающей активный и ответственный средний класс
  2. созданию правого государства. В стране – немедленно должен восторжествовал принцип – «все равны перед законом»
  3. реализация масштабных программ в области образования, по возрождению российской культуры и восстановлению нравственных основ российского общества.
  4. плавный эволюционный поворот к модернизации политической системы и демократических институтов.

Сегодня критически важен в первую очеред, рост  в экономике. Вместе с динамичным  и качественным ростом  частного сектора, конкуренции, технологической модернизацией, будет происходить  развитие среднего класса, а значит, естественным образом будет происходить  эволюция и к либеральной демократии.

В социально-экономическом развитии страны надо осуществить прорыв:

  1. Освободить частный конкурентный, прежде всего производственный, бизнес. Стимулировать  частную инициативу,  конкурентный рынок, отечественного производителя, предоставить малому бизнесу максимально возможные экономические свободы.
  2. Создать новый благоприятный деловой климат, снизив финансовую и административную нагрузку на бизнес, создать условия для его динамичного развития и легализации, выхода его из тени, для массового притока инвестиций. В стране должно быть «выгодно и безопасно» производить.
  3. Осуществить «новую индустриализацию» - обеспечить рост производительности труда путем масштабного технологического обновления экономики, как  развития инноваций,  так и импорта новейших базовых технологий. Главным целевым показателем экономики считать качественную занятость населения – в стране к 2020 году должно быть не менее 25 миллионов высокопроизводительных ( не менее 3,5 млн.рублей выработки) рабочих мест.
  4. Приступить к массовому строительству инфраструктуры и, прежде всего, энергетической: линий электропередач, современных электростанций, дорог, аэропортов, современных линий связи. Для финансирования таких проектов оптимально использование механизмов государственно-частного партнерства, в котором государство выступает гарантом возвратности и доходности инвестиций.
  5. Кардинально повысить эффективность и качество предоставляемых услуг  социальной системы ( медицинского, социального, пенсионного обслуживания, общего и профессионального образования, системы ЖКХ)  на принципах справедливости, адресности, равной конкуренции частных и государственных представителей услуг.

 В целом модернизация экономики страны потребует системного плана, программы, «Дорожной карты», включающей в себя большое количество комплексных мер в налоговой, финансовой,  промышленной, социальной и иной политике.  

Но при всей сложности поставленных задач,  власть не может бездействовать, она должна решительно осуществить эти преобразования в жизни страны, отказ от их проведения  приведет к «стабилизации» застоя и отбросит Россию на обочину мировой цивилизации. 

Сегодня главная угроза на пути реформ - политическая нестабильность, дестабилизация общественного пространства.

 Дестабилизация возможна в равной степени как из-за игнорирования властью запроса на перемены активной части общества, так и из-за слишком поспешных, необдуманных и радикальных действий, возможных как со стороны власти, так и со стороны антисистемной оппозиции.

 У нас очень хорошо работает историческая память: мы  прошли через перестройку и гласность, через  91-ый год, вместе боролись на площадях Москвы за демократию и вкушали  горькие плоды реформ, мы видели 93, мы хорошо понимаем, что от развала и хаоса нас отделяет всего один маленький неверный шаг. И тогда в лучшем случае страна в очередной раз будет отброшена на 20 лет назад,  но в этот раз существует реальная угроза её дезинтеграции, Россия вообще может перестать существовать как государство.

Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос «о власти».

Нам нужна власть, которая сможет «провести страну по лезвию бритвы», совершить трансформацию России, избежав катаклизмов и социальных потрясений, и при этом не допустить дальнейшего сваливания страны «влево» в попытках купировать рост социального недовольства и оттянуть неизбежный крах существующей социально-экономической рентно-ориентированной экономики. Добиться этого сможет только власть, которая с пониманием относится к интересам не только левого большинства, но и просвещенного «меньшинства», поддерживается средним классом, право-либеральным отечественным бизнесом. Такая власть, которая понимает, что именно последний должен будет сыграть решающую роль в переустройстве страны в интересах всех социальных слоев общества.

Мы верим, что это возможно.

Движение «Правый Поворот».