Пошли другим путем

Русский бизнес
Москва, 04.06.2012
Металлоторговая компания «Брок-Инвест-Сервис» построила прокатный завод. В развитых странах практика другая: металлотрейдеры обычно вкладываются в обработку и сервис. Похоже, российские игроки не чувствуют себя достаточно уверенно в этой сфере и готовы уступать позиции иностранным конкурентам

Фото: Олег Сердечников

Компания «Брок-Инвест-Сервис» создала интересный прецедент, вложив деньги в прокат металла. Впервые на нашей памяти торговцы металлом инвестируют в металлургию — в собственное производство тонкостенной холоднокатаной трубы. Хотя размер нового заводика на фоне показателей металлургических гигантов, с их миллионами тонн, небольшой — порядка 25 тыс. тонн в год, событие все же значимое. Мощности «Брок-Инвест-Сервиса» по выпускаемой трубе соответствуют примерно 18% всего потребления этой продукции в Центральной федеральном округе. Сейчас лидером в этой нише является «Северсталь», которая производит в год 145 тыс. тонн, занимая при этом до 70% всего российского рынка. А это значит, что торговцы бросили металлургам перчатку.

Этому повороту как проявлению конкуренции можно было бы только порадоваться, если бы не одно «но». Практика развития металлоторговли в развитых странах иная: там трейдеры обычно не пытаются освоить бизнес своих поставщиков, а развивают ключевые компетенции — сервис и металлообработку — для улучшения обслуживания собственных клиентов. Именно так и появились на свет многие из ныне существующих западных поставщиков комплектующих для нужд автоконцернов.

Торговля дело нехитрое, но непростое

Металлотрейдинг в России зародился сразу же после развала советской системы плановой системы производства и сбыта. Вместо централизованного распределения появились многие тысячи отдельных потребителей, вынужденных искать соответствующий продукт самостоятельно. Прямые контакты этих потребителей с производителями оказались, как правило, невозможными. Ведь отделы сбыта привыкли оперировать составами, а не тоннами готовой продукции. Пустующую нишу и заняли посредники-металлоторговцы. Они закупали крупные партии готового проката, доставляли их к себе на склад, с которого и вели мелкооптовую и розничную торговлю. Для привлечения клиентуры торговцы стали быстро расширять спектр услуг: от резки готового металла под требуемые покупателю размеры до его покраски и штамповки. Практика развития покупательского сервиса на Западе давно определила судьбу российских металлоторговцев. Той их части, которая сделала ставку на расширение массовых продаж, на большой оборот, суждено было попасть в орбиту интересов крупных стальных компаний. Прочие же должны были остаться независимыми, сумев обрести принципиально новые компетенции в области современной металлообработки.

Что касается первого прогноза, то он успешно сбывается. Ряд крупных игроков этого рынка либо уже перешли под пяту крупных сталелитейных холдингов (например, один из лидеров рынка компания «Инпром» сейчас контролируется «Евраз Групп», а крупный региональный металлотрейдер «Белон» принадлежит Магнитке), либо находятся в процессе переговоров о продаже бизнеса или организации совместной деятельности.

Основу для появления таких предложений задал кризис 2008 года. Золотые времена, когда рентабельность металлоторговли была высока, миновали. И встречу с суровой реальностью пережили не все. Как отмечает генеральный ди

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама