Забыть «девяносто четвертый»

Экономика и финансы
Москва, 04.06.2012
«Эксперт» №22 (805)
Федеральная контрактная система избавит предпринимателей от проблем, которые им принес пресловутый ФЗ-94. Если только в ходе парламентских обсуждений соответствующий законопроект не преобразится до неузнаваемости

Рисунок: Игорь Шапошников

Госдума готовится к обсуждению проекта закона о федеральной контрактной системе (ФКС). Некоторые депутаты уже назвали этот документ главным законопроектом года, превосходящим по важности даже обсуждаемый сегодня всеми закон о митингах.

Для такой высокой оценки законопроекта о ФКС есть все основания, поскольку он должен заменить скандальный Закон о госзакупках — ФЗ-94 и навести наконец порядок в сфере, где крутятся триллионы рублей и заключаются миллионы контрактов. Так, по данным Росстата, в 2011 году в сфере госзакупок было заключено более 11 млн контрактов на общую сумму свыше 7,5 трлн рублей. При этом на проблемы и нарушения в этой сфере жалуются все — от предпринимателей до высшего руководства страны.

Напомним, что реформировать систему госзаказа потребовал в бытность свою президентом Дмитрий Медведев, в ноябре 2010 года заявивший, что на госзакупках по коррупционным схемам государство теряет до триллиона рублей ежегодно. Если власти беспокоятся о коррупционных потерях, то рядовых граждан возмущает массовая закупка чиновниками на государственные средства предметов роскоши для своих «рабочих» нужд. Предприниматели же готовы рассказывать о недостатках ФЗ-94 часами.

Сейчас, когда проект альтернативного закона поставлен в план работы Госдумы на июнь и опубликован на парламентском сайте, самое время разобраться, какие улучшения в области госзакупок сулит нам федеральная контрактная система.

Все вовремя, ничего лишнего

Когда речь заходит о конкретных недостатках действующего Закона о госзакупках, предприниматели в первую очередь называют проблему планирования, точнее, его отсутствия. В ФЗ-94 о планировании закупок нет ни слова, что порождает массу проблем.

Если говорить о коррупционных рисках, то, во-первых, нельзя до объявления закупки оценить ее необходимость и обоснованность объявленной цены, а следовательно, предотвратить потенциальные злоупотребления. Во-вторых, появляется возможность заранее предупредить о предстоящих закупках дружественные чиновникам компании, чтобы те лучше подготовились к участию в конкурсе. Неаффилированные же поставщики и подрядчики узнают о закупке только в момент ее объявления и зачастую не имеют достаточного времени на подготовку.

С точки зрения бюджетных затрат хаотичный график закупок, как правило, означает невозможность привести их стоимость в соответствие с лимитами финансирования, что оборачивается необходимостью сверхлимитного финансирования. Для бизнеса же существующая система означает невозможность согласования планов госзакупок и планов собственного производства, что не позволяет поставщикам и подрядчикам использовать госзаказ для развития производства. Ведь нынешняя система предусматривает закупки только на три-шесть месяцев вперед, максимум — на год. При этом неизвестно, какие объемы данной конкретной продукции и по каким ценам будет закупать государство в следующем году.

Закон о ФКС предполагает радикальное изменение этой ситуации, поскольку вводит обязательное прогнозирование и планирование госзакупок в в

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама