Испускающие дух

Культура
Москва, 02.07.2012
«Эксперт» №26 (809)

Фото: Архив пресс-службы

Казалось бы, разве может ММКФ обнажить какие-то тенденции современного кино? Тем более российского: главный смотр отечественной кинематографии, сочинский «Кинотавр», только-только завершился, и все важнейшее наверняка было сказано там. Неожиданно выяснилось, что всего-то три фильма из основной программы Московского международного фестиваля — «Духless» Романа Прыгунова, «Орда» Андрея Прошкина и «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой — объяснят нам кое-что очень важное.

Не все то золото

Например, что пресловутая «духовность» (слово, которое в последнее время стало невозможным употреблять без кавычек и прилагательного «пресловутое») — крест, который нашей культуре придется нести до скончания времен. Можно сколько угодно иронизировать, проклинать выспренние амбиции российской интеллигенции или, наоборот, сетовать на воцарившийся прагматизм, но на духовность мы обречены. Особенно очевидно это на ММКФ, который существует вне рыночной логики: вроде давным-давно вся жизнь кинематографа в РФ регулируется запросами и возможностями проката, а вот главному национальному смотру этот закон не писан. Не только участие, но и победа на фестивале не дает гарантии повышенного интереса публики или сколь-нибудь заметного проката. Причем если фильм отечественный, его хотя бы выпустят на экраны, а если заграничный, то, вероятнее всего, даже этого не случится (именно такой была судьба «Волн» Альберто Мораиса, «Брата» Марселя Раскина, «Проще простого» Реза Мир Карими — обладателей московских фестивальных гран-при).

Ну и бог с ними, с «золотыми Георгиями». Иные вещи дороже золота: например, те вечные ценности, к которым и апеллируют нынешние участники ММКФ. Та самая духовность.

Уже в заголовке романа Сергея Минаева «Духless», экранизированного Романом Прыгуновым, заложена удобная двойственность. С одной стороны, и герой, молодой, богатый, красивый менеджер повышенного звена (в фильме — Данила Козловский), и автор сетуют на бездуховность людей XXI века. С другой — берут ее в союзники, упиваясь саркастическими описаниями корпоративного цинизма, ныряя с головой в адские бездны московского разврата: мишура ночных клубов, дармовой кокаин, доступные красотки… а потом наступает похмелье в дизайнерски обставленной квартире, непременно сопряженное с духовными исканиями и приступами неуверенности в себе. Прыгуновский «Духless» — бодрая нарезка гламурных штампов, созданная в полной уверенности, что элита в России ведет именно такую жизнь, а не элита (то есть, 99,99% населения) именно о такой жизни только и мечтает.

К несложной формуле добавлен лишь смутный намек на потребность в духовности, безвозвратно утраченной русским человеком. Поначалу кажется, что носителями этого намека становятся антиглобалисты — смазанный образ, чуть-чуть напоминающий о протестантах с Болотной и Сахарова, только политическая составляющая из их требований начисто стерта (остался экономический и, если можно так выразиться, экзистенциальный бунт против гнусного общества потребления). Но потом выясняется, ч

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (809) 2 июля 2012
    Госуправление
    Содержание:
    Греф как симптом

    Технологии не могут заменить институты — краудсорсинг и открытое правительство останутся дорогими игрушками, если в стране нет действенных механизмов политического участия

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама