О Новой Москве и вечнолетнем времени

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
2 июля 2012, 00:00

Чиновники доложили, что возведение в свежеприсоединённой части Москвы комплекса зданий для федеральных госучреждений обойдётся в 419 млрд рублей. Надо построить 4,2 млн кв. м, и это будет сделано не позднее лета 2015 года. Оживлённо обсуждаются две проблемы. Госкомпания или частный инвестор должны всё это строить — и на чьих землях, сенатора Мошковича или бизнесмена Анисимова, строительство будет происходить. Спору нет, обе темы вполне дискутабельны — и для причастных к процессу лиц ужасно важны, — но свежему человеку трудно понять, почему обсуждаются только они. Никто не обсуждает, например, заведомо липовых цифр. Построить здания приемлемого для правительства уровня по сто тысяч рублей за метр «включая отделку и мебель» — это вам как? А построить их за три года — при том что часики уже тикают, а проекта не существует и даже место стройки ещё не выбрано, — это как? И уж совсем не обсуждают выполнимость, а тем более осмысленность самой затеи. Понятно почему: она незащитима. Возможно, я что-то пропустил, но полного одобрения ни от одного серьёзного эксперта она так и не получила, да и тех, кто видит в ней больше плюсов, чем минусов, — по пальцам перечесть.

Кстати, согласятся ли ещё федеральные госорганы уехать из центра Москвы? Ну, Минобр или, там, Минкульт попросту заставят. Парламент уговорят — хотя не думаю, что это будет так уж легко. Однако в списке есть и администрация президента — с ней как? Конечно, «на Руси невозможного нет»: теоретически допустимо, что Путин и вправду намерен выехать из Кремля; да только, пока сам он об этом не скажет, как-то не верится. Но пусть все согласны, и новые офисные здания построены — дальше что? Министерства состоят не из одних министров. Что те готовы ежедневно мотаться на службу, почитай, в другой город, вообразить ещё можно. Ну ладно, и замы тоже. Насчёт глав департаментов полной уверенности уже нет; средние клерки поувольняются в большинстве, мелкие повально — тем более что при наличных транспортных путях добираться туда будет чистой каторгой. Набрать поблизости новых служащих? Так ни в совхозе «Коммунарка», ни в Домодедове столько не наберёшь. Значит, придётся строить рядом жильё. Много жилья — по площади в немалые разы больше, чем офисов; а где жильё, там понадобятся и школы, и поликлиники, и пожарные депо, и полицейские участки — всего не перечислить. Всё это требует и времени, и денег — и никто об этом ни полслова. Не то чтобы думают, что оно всё само как-нибудь сделается, — просто понимают: если сразу показать масштаб предстоящих трат, затею не пропихнёшь. А ввязаться в неё, запустить финансовые потоки — очень уж хочется.

Сколько на Новую Москву нужно денег, никто не знает. Раз за разом повторяемое утверждение, будто она появится «без дополнительной нагрузки на бюджет», даже и обсуждать неинтересно. Названные выше 419 млрд рублей (13 млрд долларов) — сумма, идеально подходящая для начала разговора: не так много, чтобы напугать, и достаточно много, чтобы потом жалко было прекращать финансирование. Ведь начало в данном случае — гораздо больше чем полдела. Сочи-2014, саммит АТЭС во Владивостоке, а теперь ещё и саммит G8 в Сколкове — расчудесные финансовые потоки, но в некий заранее заданный момент они резко обрываются. Здесь будет иначе: раз начавшись, при жизни нынешнего поколения российских чиновников этот бюджетный поток не пресечётся — Новая Москва никогда не будет достаточно готова. А денег туда пойдёт прорва, причём именно бюджетных — ведь инфраструктуру частные инвесторы, как бы им ни нравилась идея поучаствовать в столь роскошном начинании, оплачивать не будут. На одни автодороги — без железных дорог и без метро, — по мнению директора Института экономики транспорта Блинкина, нужно от 15 до 32 млрд долларов; а всё остальное? На совхозные электросети и теплоцентрали Новую Москву не посадишь; во сколько обойдутся новые? Всё бы и ничего, да только денег таких ни у кого нет: ни у Москвы, ни у федерального центра. В московском бюджете, весьма напряжённом и ожидающем заметного снижения доходов, доля инвестиций уже и сейчас доведена до максимума — дальше её увеличивать некуда. Федеральный центр уже и сейчас примерно десятую часть всех инвестиционных денег отдаёт Москве — больше он отдавать просто не сможет. Поначалу-то, конечно, можно напрячь госбанки, те послушно кредитнут; а дальше как? Стало быть, перед так споро запускаемым проектом Новой Москвы стоит весьма реальная угроза стать немыслимо дорогим долгостроем, который кончится в точности так же обескураживающе, как в прошлом веке — постройка Дворца Советов. Тогда в итоге всех пышных планов получился плавательный бассейн — сейчас как бы не получился полузаброшенный город-спутник с несуразно шикарными зданиями горадминистрации и райсуда. (Дополнительная параллель: там сильно помешал плывун — тут как бы ещё сильнее не подгадил карст.)

Всё правда: чтобы хоть как-то разгрузить задыхающийся центр Москвы, очень бы хорошо создать точку притяжения активности за пределами МКАД. Да, она может быть и в границах наспех прирезанного юго-западного «галстука». Я слышал об идее создания транспортного хаба вблизи Домодедова: сотни тысяч метров офисных площадей, склады, гостиницы и так далее — инвесторы валом повалят — чем не вариант? Да и правительственный городок тоже мог бы оказаться для привлечения капитала и отвлечения от Бульварного кольца людей и машин неплохой идеей. Только не до, а после всесторонней экспертной проработки и публичного обсуждения — и при опережающем развитии транспортной инфраструктуры. А эту нынешнюю странную гонку в никуда надо бы остановить. Однако не очень понятно, кто её будет останавливать. У неё есть очевидные сторонники: хоть московский стройкомплекс, хоть Мошкович с Анисимовым (во всяком случае, один из них), — и не видно серьёзных противников. Не считать же таковыми экспертное сообщество или просто здравый смысл.

Но ничего. Жизнь ещё может, по Хармсу, победить смерть неизвестным науке способом. Вот ведь летнее-то время, казалось, навеки у нас — а теперь, говорят, осенью отменять собираются.