Попутный ветер для попутного газа

Русский бизнес
Москва, 02.07.2012
«Эксперт» №26 (809)
Инициатива властей по борьбе со сжиганием попутного нефтяного газа потерпела полный провал. Дыры в законодательстве позволяют нефтяникам обходить препятствия и по-прежнему коптить небо. Попутный газ — это сырье, а не топливо, и такой подход должен быть закреплен законодательно

Фото: ИТАР-ТАСС

В добываемой нефти всегда растворен попутный нефтяной газ. ПНГ — ключевое сырье для нефтехимии, которое содержит ценные углеводороды этан, пропан, бутан и проч. Но чтобы его собрать и переработать, нужна дорогая специальная трубопроводная инфраструктура, поэтому нефтяникам, вынужденным извлекать ПНГ из нефти, его проще сжечь как отходы. Так у нас последнее время и делали: Россия — лидер по объемам уничтожения этого ценнейшего нефтехимического сырья. Стоимость потерянного ресурса оценивается приблизительно в пять миллиардов долларов ежегодно, упущенная выгода от его переработки в разы больше, и, кроме того, мы имеем и серьезную экологическую проблему. Ведь продукты сжигания ПНГ — основной загрязнитель атмосферы в масштабах всей страны.

Власти всерьез озаботились ПНГ в 2007 году. В январе 2009 года появилось постановление правительства № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках». Оно должно было радикально изменить ситуацию — все нефтяные компании на всех своих месторождениях должны были повысить уровень утилизации ПНГ аж до 95%, до уровня развитых стран, иначе загрязнение от сожженного газа попадало в категорию сверхлимитного. За такое загрязнение они должны были платить в четыре с половиной или шесть раз больше, чем раньше. «Карательная» часть документа начала действовать с 1 января 2012 года.

Полгода — достаточное время для того, чтобы оценить эффект одной из ключевых госинициатив в нефтянке. Скажем сразу: инициатива властей потерпела крах.

Формально объемы сжигания ПНГ уменьшились (см. график 1) — но совсем неадекватно установленным целям. Сомнительную пальму первенства по уничтожению ценного ресурса Россия по-прежнему удерживает (см. график 2). Установленный норматив сжигания превышается едва ли не на порядок. Власти даже толком не понимают масштаба проблемы: факелы приборами учета по-прежнему оснащены плохо, официальные оценки сжигаемых объемов колеблются от 14 до 20 млрд кубометров, некоторые эксперты утверждают, что реальные потери втрое больше. Достигнутый уровень утилизации ПНГ варьируется от источника к источнику, но, по нашим оценкам (полученным на основе официальных данных добычи и данных по сжиганию со спутникового мониторинга), он не превышает 76%.

Неспешный рост показателя утилизации шел, но шел только в хорошо освоенных районах, где уже имеющаяся инфраструктура по сбору ПНГ была за относительно небольшие деньги дополнена новой. Речь в первую очередь о Ханты-Мансийском автономном округе (см. график 3), на территории которого были построены и запущены в прошлом году два завода по переработке попутного нефтяного газа.

Казалось бы, инициативы новых властей должны быть учтены и заложены в новые проекты. Однако именно здесь и случился полный провал, причем «саботировали» правительственную инициативу как раз те компании, статус которых позволял надеяться на прилежное исполнение.

Ускоренная добыча, видимо, важнее

«В лидеры по объемам сжиган

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (809) 2 июля 2012
    Госуправление
    Содержание:
    Греф как симптом

    Технологии не могут заменить институты — краудсорсинг и открытое правительство останутся дорогими игрушками, если в стране нет действенных механизмов политического участия

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама