«Росбелавто» накануне ВТО

Русский бизнес
Москва, 02.07.2012
«Эксперт» №26 (809)

Правительство Белоруссии поддержало наконец основные условия России по созданию объединенной компании на базе российской автомобильной корпорации КамАЗ и белорусского МАЗа. Переговоры об объединении производственных активов КамАЗа и МАЗа в холдинг по производству грузовиков «Росбелавто» начались в феврале 2011 года. Инициатором выступил основной акционер КамАЗа — госкорпорация «Ростехнологии». Ранее о приоритетности сотрудничества с МАЗом и о необходимости более тесной производственной кооперации с белорусской компанией, вплоть до слияния, говорил генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин.

Но практически сразу переговорщики столкнулись с двумя проблемами: вопрос сохранения Белоруссией оперативного контроля над МАЗом и оценка справедливой стоимости этого предприятия. Первоначально Белоруссия предложила паритетное разделение долей в СП, при котором обе стороны вносят в будущий холдинг по 49% акций МАЗа и КамАЗа. В этом случае белорусы фактически сохраняли контрольный пакет МАЗа, что не могло устроить российскую сторону. Другим камнем преткновения стала стоимость МАЗа. На основе оценки аудиторской компании Ernst & Young, проведенной по заказу Белоруссии, стоимость МАЗа составляла 1,1 млрд долларов, а КамАЗа — 1,6 млрд долларов. По мнению представителей КамАЗа, цена МАЗа была завышенной.

Но, похоже, теперь сторонам удалось прийти к согласию. 22 июня белорусский вице-премьер Владимир Семашко предложил внести в уставный капитал будущей компании «Русбелавто» 75% минус 1 акция МАЗа и 49% акций КамАЗа, которые находятся в собственности «Ростехнологий». Таким образом, Белоруссия оставляет за собой блокирующий пакет акций МАЗа, а ее общий взнос вырастет по сравнению с первоначальными условиями. По словам Семашко, Россия согласилась с предложениями белорусской стороны. Штаб-квартира компании будет размещаться в Москве. Конкретные сроки и параметры объединения ни российская, ни белорусская стороны пока не называют.

«Объединение МАЗа и КамАЗа на базе совместного холдинга выгодно обоим предприятиям. Вместе им будет легче работать на рынке, структура которого может существенно измениться после вступления России в ВТО. Выгода КамАЗа заключается в том, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, чем не может похвастать российский производитель. В свою очередь, МАЗ может заполучить современные и качественные комплектующие, которые поставляют партнеры КамАЗа», — комментирует ситуацию Азат Тимерханов, аналитик агентства «Автостат».

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (809) 2 июля 2012
    Госуправление
    Содержание:
    Греф как симптом

    Технологии не могут заменить институты — краудсорсинг и открытое правительство останутся дорогими игрушками, если в стране нет действенных механизмов политического участия

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама