АТЭС на подходе

3 сентября 2012, 00:00

Деловой саммит форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), к которому Россия готовилась четыре года, пройдет на этой неделе во Владивостоке. Самым главным событием станет встреча глав государств, входящих в АТЭС (21 экономика, включая не только азиатские государства и Россию, но и Канаду, США, Мексику, Перу, Чили, Австралию и Новую Зеландию).

В саммите примут участие более 700 бизнесменов и чиновников Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе представители таких гигантов, как Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, Hyundai Energy and Resources, Caterpillar, China Construction Bank, главы азиатско-тихоокеанских подразделений Wal-Mart, PepsiCo, Microsoft. Кроме традиционной темы интеграции и глобализации они обсудят и более конкретные вопросы: будущее валют, энергетическую и продовольственную безопасность, надежность мировых каналов поставок, развитие инфраструктуры.

Самый очевидный интерес России, которая в этом году является председателем форума АТЭС и впервые принимает его у себя, заключается в том, чтобы превратиться в транспортный коридор для стран региона. По подсчетам российской стороны, вложив 25–30 млрд долларов в инфраструктуру такого коридора, страны АТЭС сэкономят к 2020 году 600 млрд долларов — за счет того, что через Россию их грузы будут доставляться в Европу в два-три раза быстрее. Отметим, что на подготовку саммита во Владивостоке наша страна потратила сумму, сопоставимую с нужными инвестициями, — почти 23 млрд долларов. Правда, создание в России транспортного коридора — тема чрезвычайно сложная, поскольку требует не только масштабной модернизации, но и слаженной работы железной дороги, портов, таможни, перевозчиков и проч. Любопытно, что в саммите отказались участвовать РЖД, отвечающие за самый главный элемент такого коридора — железную дорогу.

АТЭС как организация существует уже 23 года, в 1998 году в нее вошла Россия. К 2020 году страны договорились либерализовать торговлю и движение капиталов в рамках региона.