ДНК с круговым движением

Наука и технологии
Москва, 08.10.2012
«Эксперт» №40 (822)
Американские ученые русского происхождения показали механизм возникновения тяжелых болезней, связанных с необычным изменением структуры генома. Эти знания важны как для диагностики, так и для поиска лекарств против трех десятков генетических заболеваний человека

Рисунок: Константин Батынков

Года два назад в Бостоне в научной лаборатории мне показали снимок одной американской семьи: здоровая бабуля, рядом — ее дочь с застывшим из-за частичного паралича лицом и внук, который уже не может держать голову. Остальные многочисленные проблемы мальчика на фото не видны. Это — пример страшной нейродегенеративной болезни, атаксии Фридрейха, которая невероятно прогрессирует из поколения в поколение. Причина тому — нарушение генома.

Недавно опубликованные результаты широкомасштабного проекта ENCODE показали, из чего состоит та часть нашего генома, которую раньше называли мусорной (см. «Раздутый аппарат генома», «Эксперт» № 38 за 2012 год). В том числе в этих 99% генома часто попадаются длинные повторы одних и тех же групп нуклеотидов. По одной из версий, эти повторы возникали из-за присущей ДНК «эгоистичности»: она любит себя копировать по поводу и без. Считается, что в некодирующей части генома повторы ничем особым не занимаются. Однако они частенько попадаются и в генах, кодирующих белки, и могут привести к довольно-таки драматическим последствиям. Вопрос в количестве или длине таких повторов. Если их не больше трех-пяти десятков, они, похоже, никак не влияют на работу генов. Если две сотни — могут возникнуть проблемы в пожилом возрасте. Но если еще больше — тогда беда. Удлинение от двухсот повторов до нескольких тысяч приводит к болезни. Молодые люди до 25 лет вдруг начинают страдать от шаткости при ходьбе, частых падений, затем возникают проблемы с сердцем. Еще одна неприятность связана с тем, что в следующем поколении заболевание может принять более тяжелую форму.

Механизм возникновения этой болезни разгадали американские ученые — наши соотечественники: профессор бостонского Университета Тафтса Сергей Миркин в соавторстве с профессором Технологического института Джорджии Кириллом Лобачевым, а также профессорами Института исследований рака имени Эппли при медицинском центре Университета Небраски Юрием Павловым и Полиной Щербаковой. Часть исследований была опубликована в октябре в престижном научном журнале Molecular Cell (вскоре должно выйти продолжение в журнале Cell Reports). По мнению одного из рецензентов, генетическая мощь проведенных исследований ошеломляет.

Сплошное га-га-га