Цивилизованный лоббизм

Повестка дня
Москва, 15.10.2012
«Эксперт» №41 (823)

Министерство экономического развития подписало большую партию соглашений с крупнейшими российскими компаниями. «Мечел», «Русал», Объединенная авиастроительная корпорация, АвтоВАЗ, «Интер РАО», «Силовые машины», «Ренова», ГМК «Норильский никель» договорились взаимодействовать с МЭР по вопросам внешнеэкономической деятельности. Смысл в том, что компании будут активно пользоваться помощью министерства в продвижении своих интересов за рубежом, то есть в реализации там своих проектов и продаже продукции. Такая помощь будет оказываться через торговые представительства за рубежом, которые МЭР намерено серьезно реформировать.

О необходимости систем торгпредств журнал «Эксперт» поговорил с министром экономического развития Андреем Белоусовым:

В чем суть подписанных соглашений?

— Основная задача нашего внешнеэкономического аппарата — продвижение экономических интересов российских компаний за рубежом. Подписанные соглашения — это некий финал интенсивной работы, которая велась на протяжении последних двух с половиной месяцев. Мы провели встречи с главами компаний, чтобы выявить, какие проекты у них есть в конкретных странах и чем МЭР может им помочь.

Стоит отметить, что это работа не с нефтегазовыми компаниями, у которых на внешних рынках и так все хорошо. Но это помощь со стороны МЭР крупнейшим экспортерам, таким как «Русал», «Мечел», «Ростехнологии», «Росатом» или «Аэрофлот». Все эти компании уже давно работают на мировых рынках, но им все равно нужно содействие.

И в чем конкретно будет состоять это содействие?

— Сегодня, когда на рынок выходит продавец сложной техники, он, как правило, несет целый ряд услуг для покупателей продукции: послепродажное обслуживание и сервис.

При этом продавец предоставляет покупателю льготный кредит, и этот кредит является практически необходимым условием любой сделки. Иначе просто не продашь. Раньше у нас таких комплексных продуктов не было. Это стало очень серьезным барьером на пути продвижения российской техники за рубеж. Наши товары качественные, но без дополнительных финансовых услуг продать их практически невозможно.

Сейчас мы с помощью ВЭБа такие инструменты создаем. В качестве пилотного проекта министерство помогает Объединенной авиастроительной корпорации продвигать самолет Sukhoi Superjet. Отработав схему кредитования и сопутствующей поддержки, мы хотим создать готовый продукт для других видов экспорта.

На основе этого опыта мы создадим линейку услуг для крупных и средних экспортеров. Они будут обращаться в торгпредства, а те будут предлагать им готовые решения. Это другое качество. Это работа с массовым потребителем, а не с штучными компаниями, как происходит сейчас.

В каких отраслях можно стимулировать экспорт таким образом?

— Это авиастроение, судостроение, тяжелое машиностроение, сельхозтехника. Все это конкурентные рынки, на них работают компании, которые пользуются мощным арсеналом политической, организационной и экономической поддержки своих стран.

Но это же лоббизм.

— Лоббизм на международных рынках

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (823) 15 октября 2012
    Нобелевские премии
    Содержание:
    Необходимость нобелевского калибра

    На прошлой неделе вручены естественно-научные Нобелевские премии. Все лауреаты — выдающиеся ученые, а их открытия не только важны как достижения большой науки, но и имеют вполне конкретный практический выход в обозримой перспективе

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама