Во всем виноват Кэмерон

Анастасия Матвеева
5 ноября 2012, 00:00

«Расцвет сериалов связан с тем, что на телевидение из кинематографа уходят лучшие сценаристы», — заявил на недавней пресс-конференции в Москве Роберт Макки, широко известный в мире своими семинарами и бестселлером «Story», посвященным искусству создания сценариев. А уходят они, поскольку сейчас именно там востребовано их умение писать истории, исследующие человеческую природу и человеческие отношения.

— Кинематограф поляризовался, — рассуждает Макки. — С одной стороны блокбастеры, а с другой — артхаусное кино. Блокбастеры становятся все более насыщены спецэффектами. В этом, кстати, мы должны винить Джеймса Кэмерона. У него в собственности находится технология 3D-изображений. И он сделал все, чтобы навязать студиям свои спецэффекты. Но правда состоит в том, что в девяноста случаях из ста мы воспринимаем мир в двух измерениях. Поэтому в первый час просмотра фильма мы сосредотачиваемся на 3D-эффекте, и только потом, когда перестаем его замечать, можем погрузиться в историю, которую нам рассказывают.

То же и с артхаусом. Первую половину фильма мы следим за безумно красивыми кадрами, какие нам показывает оператор. Авторов можно понять — они хотят получать призы на фестивалях и поэтому подчеркивают свою поэтику.

Но в обоих случаях мы имеем преобладание технологий над содержанием. Технологии и поэтика все время требуют к себе внимания, а великие авторы экспрессивны, они растворяются в восприятии зрителя. И сериалы своей протяженностью в несколько десятков часов только способствуют развитию умения рассказывать истории. Они позволяют показать по-настоящему сложные характеры и взаимоотношения, за которыми зрителю интересно следить. В конце концов, человечество создало искусство, чтобы обогатить свою жизнь, а не для того, чтобы у художников раздувалось эго.