Лидерство как рассказ

Русский бизнес
Москва, 09.11.2012
«Эксперт» №45 (827)
Лидер в бизнесе должен быть хорошим рассказчиком. Потому что, только опираясь на динамичную историю, содержащую серьезную драму, можно замотивировать людей на выполнение целей компании

Фото: ИТАР-ТАСС

Этот человек терпеть не может PowerPoint. У того, кто стремится свести свои выступления перед публикой к диаграммам и статистике, нет шансов стать серьезным лидером в бизнесе, уверен Роберт Макки, автор популярных во всем мире семинаров и книги «Story», посвященных искусству создания киносценариев. «Великие лидеры — директора, военные, политики — это великие рассказчики. Это особый тип мышления. Они разговаривают с людьми как с людьми, а не как с компьютерами. Но бизнесмены предпочитают в своих презентациях спрятаться за компьютерной программой. Чтобы стать великим лидером, нужно отбросить костыли PowerPoint!» — объяснил Макки «Эксперту» во время своего визита в Москву в конце октября.

Мера Аристотеля

Именно с легкой руки Роберта Макки рассказывание историй перестало быть признаком профессионализма исключительно людей так называемых творческих профессий: писателей, кинематографистов и журналистов. Хотя, начав в 1980-е годы обучать студентов одной из американских кинематографических школ сценарному искусству, Роберт Макки видел свою миссию лишь в том, чтобы возродить утрачиваемое в кинематографе умение писать для кино хорошие истории. Те, что заставляют зрителей эмоционально погружаться в перипетии сюжета и верить в реальность мира, в который их ведет фильм. При этом он вовсе не считает себя первооткрывателем во всем, отсылая аудиторию и к Станиславскому, и к Аристотелю и подчеркивая: «По сути, я стремлюсь вернуть людям то, что раньше было здравым смыслом общества».

Дело в том, что Роберт Макки всецело разделяет точку зрения Джона Гордона Лоусона, одного из тех, кого он считает своими учителями, разрабатывавшего еще в 1930-х теорию и технику сценарного мастерства: как только в обществе исчезает искусство повествования, наступает декаданс, поскольку истории, появляющиеся в нем, крайне банальны. Между тем истории выполняют в человеческом обществе важнейшую функцию: они — «метафоры жизни», через них мы познаем реальность, человеческую природу и человеческие отношения. Почему через истории, а не через саму реальность? Потому, поясняет Макки со ссылкой на Зигмунда Фрейда, что «невозможно жить в реальном мире две минуты подряд, он слишком ужасен. Если вы сосредотачиваетесь на реальности хотя бы две минуты, ваш разум ищет отвлечения».

Но вот в начале 2000-х теоретики менеджмента начинают глубоко разрабатывать проблемы лидерства. После многих лет сосредоточенности на технологиях управления они вдруг осознали, что руководителю недостаточно знать методику менеджмента: чтобы совершать прорывы в развитии компании, он должен быть лидером. И в какой-то момент их видение необходимых качеств лидера и видение Роберта Макки смыкаются. «Убеждение — краеугольный камень деловой активности, — написал авторитетный журнал по управлению Harvard Business Review. — Потребителей надо убедить покупать ваш продукт или услугу, персонал и коллег — принять ваш стратегический план или программу реорганизации, инвесторов — покупать или по к

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (827) 12 ноября 2012
    Министерство обороны
    Содержание:
    К оружию

    Сергею Шойгу досталась уже реформированная его предшественником армия. Поправив самые одиозные детали этой реформы, он устранит хронический конфликт военных с министерством, длившийся при Сердюкове. Договориться с военно-промышленным комплексом будет сложнее

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама