Лидерство как рассказ

Анастасия Матвеева
9 ноября 2012, 19:24

Лидер в бизнесе должен быть хорошим рассказчиком. Потому что, только опираясь на динамичную историю, содержащую серьезную драму, можно замотивировать людей на выполнение целей компании

Фото: ИТАР-ТАСС
Роберт Макки считает, что разум организует жизнь в истории

Этот человек терпеть не может PowerPoint. У того, кто стремится свести свои выступления перед публикой к диаграммам и статистике, нет шансов стать серьезным лидером в бизнесе, уверен Роберт Макки, автор популярных во всем мире семинаров и книги «Story», посвященных искусству создания киносценариев. «Великие лидеры — директора, военные, политики — это великие рассказчики. Это особый тип мышления. Они разговаривают с людьми как с людьми, а не как с компьютерами. Но бизнесмены предпочитают в своих презентациях спрятаться за компьютерной программой. Чтобы стать великим лидером, нужно отбросить костыли PowerPoint!» — объяснил Макки «Эксперту» во время своего визита в Москву в конце октября.

Мера Аристотеля

Именно с легкой руки Роберта Макки рассказывание историй перестало быть признаком профессионализма исключительно людей так называемых творческих профессий: писателей, кинематографистов и журналистов. Хотя, начав в 1980-е годы обучать студентов одной из американских кинематографических школ сценарному искусству, Роберт Макки видел свою миссию лишь в том, чтобы возродить утрачиваемое в кинематографе умение писать для кино хорошие истории. Те, что заставляют зрителей эмоционально погружаться в перипетии сюжета и верить в реальность мира, в который их ведет фильм. При этом он вовсе не считает себя первооткрывателем во всем, отсылая аудиторию и к Станиславскому, и к Аристотелю и подчеркивая: «По сути, я стремлюсь вернуть людям то, что раньше было здравым смыслом общества».

Дело в том, что Роберт Макки всецело разделяет точку зрения Джона Гордона Лоусона, одного из тех, кого он считает своими учителями, разрабатывавшего еще в 1930-х теорию и технику сценарного мастерства: как только в обществе исчезает искусство повествования, наступает декаданс, поскольку истории, появляющиеся в нем, крайне банальны. Между тем истории выполняют в человеческом обществе важнейшую функцию: они — «метафоры жизни», через них мы познаем реальность, человеческую природу и человеческие отношения. Почему через истории, а не через саму реальность? Потому, поясняет Макки со ссылкой на Зигмунда Фрейда, что «невозможно жить в реальном мире две минуты подряд, он слишком ужасен. Если вы сосредотачиваетесь на реальности хотя бы две минуты, ваш разум ищет отвлечения».

Но вот в начале 2000-х теоретики менеджмента начинают глубоко разрабатывать проблемы лидерства. После многих лет сосредоточенности на технологиях управления они вдруг осознали, что руководителю недостаточно знать методику менеджмента: чтобы совершать прорывы в развитии компании, он должен быть лидером. И в какой-то момент их видение необходимых качеств лидера и видение Роберта Макки смыкаются. «Убеждение — краеугольный камень деловой активности, — написал авторитетный журнал по управлению Harvard Business Review. — Потребителей надо убедить покупать ваш продукт или услугу, персонал и коллег — принять ваш стратегический план или программу реорганизации, инвесторов — покупать или по крайней мере не продавать ваши акции, партнеров — подписать новый договор». О том же говорил и Макки «Эксперту»: «Значительную часть деятельности руководителей составляет необходимость мотивировать людей на достижение каких-то целей».

Сегодня политические и экономические комментаторы ведущих западных СМИ, разбирая достоинства того или иного лидера, то и дело приводят цитаты из книги теперь уже признанного гуру Роберта Макки или его интервью в СМИ. Потому что вдруг всем стало очевидно: чтобы вести за собой людей — избирателей, инвесторов, персонал, присяжных, искусством создания историй должны овладеть все — политики, бизнесмены, финансисты, ученые, юристы.

Талант и смелость

Не честнее ли все же в бизнесе опираться на рациональные аргументы (чему и служит PowerPoint), чем эмоционально вовлекать аудиторию в искусно выстроенную историю — этот вопрос мы не задать не могли. У Роберта Макки нет никаких сомнений: «Конечно, вы можете использовать PowerPoint, чтобы подкреплять историю данными, потому что история не абстрактна. Просто не нужно это делать подчеркнуто логично. Данные должны быть организованы нарративно, то есть вокруг историй. История повествует о какой-то борьбе в том мире, где происходят ее события. Статистика делает ее реалистичной. Излагать историю надо примерно так: “Мы создали новый продукт и выпустили его на рынок, предполагая, что займем на нем семипроцентную долю. Но заняли гораздо больше — 53 процента. Поэтому конкуренты высосали из пальца иск о нарушении патентного права. Однако наши юристы разгромили в пух и прах их иск, пункт за пунктом доказав, что в нем все ложь. В конечном счете конкурентам пришлось отступить, и мы тут же получили 65 процентов рынка. А в следующем году мы захватим оставшиеся 35 процентов, потому что у нас новые технические решения. Эта штука крутится, образно говоря, семь тысяч оборотов в минуту, а не 1,5 тысячи, как раньше”. Понимаете, о чем я? Вы используете данные, но используете их динамически. Вы рассказываете историю так, чтобы она колебалась между плюсом и минусом, между победой и поражением. При этом факты никуда не исчезают, но данные становятся живыми».

Вывод, к которому приходит Роберт Макки, прост и логичен: «Люди бизнеса должны понять, что человек мыслит не диаграммами, не списками. Разум организует жизнь в историю. Поэтому, если вы хотите, чтобы люди усвоили вашу статистику, вы должны облечь ее в форму истории. Все очень просто, но это пугает бизнесменов. Надо контролировать историю так, чтобы она была эффективна, а для этого требуются талант и смелость».

«Эксперту» Роберт Макки раскрыл и другой фундаментальный принцип своей системы — использование борьбы ценностей как драйвера разворачивающейся истории — применительно к рассказам о бизнесе. «Самые важные ценности, с которыми работают бизнесмены, — сказал он, — это, с одной стороны, достижения, а с другой — поражения, прибыль — убыток. То, что поставлено на карту. Все, чего ваша компания достигает на пути к главной цели, — это плюс. Все, что отталкивает вас от вашей цели, — это негативно заряженная ценность. Речь не идет об этике. Хотя если там как-то задействована этика — прекрасно, это очень мощно. Но достижения и поражения — это деловые ценности, если хотите. Можно достичь чего-то и при этом ужасно загрязнять окружающую среду. Может, с точки зрения этики и экологии лучше, чтобы в данном случае человек потерпел поражение. Поэтому я говорю просто о плюсе-минусе».

Собственно, разговор о ценностях раскрывает одну очень важную сторону этого ремесла — рассказывания историй. В историях должна присутствовать правда чувств — будь то киноистория или выступление лидера. Самого по себе знания приемов построения драматических рассказов для этого недостаточно. Недаром Макки начинает свою «Story» с заявления: это книга не о правилах, а о принципах. Хороший рассказ, по Макки, описывает не просто действия персонажей, а реакцию персонажей на ту или иную критическую ситуацию, обусловленную их человеческой сущностью, которую автор пропустил через себя, через действие. Получается, что сюжет правдивого рассказа — это и есть характер действующих лиц и самого рассказчика, история их выбора в критических обстоятельствах. «Истинный характер проявляется в выборе, который человек делает под давлением, — чем сильнее давление, тем ярче проявляется характер, а природная сущность показывается более правдиво», — пишет Макки.

Кстати, не следует верить издателю, адресовавшему книгу маркетологам и специалистам по связям с общественностью. История, в сущности, является противоположностью тому, чем занимаются люди этих уважаемых профессий, то есть представляют реальность в виде умозрительной, бесконфликтной среды. Лидер же, раскрывая в истории суть своей борьбы, ведет за собой людей. Именно поэтому истории — удел не маркетологов, а лидеров.   

P. S. «Как вы думаете, в чем суть историй, которые в ходе предвыборной гонки рассказывали Обама и Ромни?» — спросили Роберта Макки незадолго до выборов на пресс-конференции в Москве. Он ответил: «В конечном счете американцы выбирают между двумя жанрами — реализмом и фэнтези. Предыдущие выборы Обама выиграл, рассказывая истории о надеждах и переменах. Но через четыре года общество и он сам осознали, как малы оказались эти перемены. Обама не мог подняться на сцену и рассказать историю о герое боевика, потому что он, во-первых, слишком честен, во-вторых, его давит реальность. И история Обамы свелась к истории, которую врач рассказывает пациенту: “Все будет хорошо. Вам следует принимать лекарство. И вы поправитесь”. И это очень реалистическая история, хотя и чуть депрессивная. Настала очередь Ромни говорить о фантазиях: если мы снизим налоги, если мы сократим расходы, все будет хорошо. Но он не давал никаких фактов, подтверждающих его фантазии о будущем. Потому что, выиграй Ромни, он будет вынужден повысить налоги, он не сможет контролировать государственные расходы так, как считает нужным. Мы с вами знаем человеческую природу: люди склонны верить в фантазии. Но я надеюсь, что победит реализм».