Так созерцает божество

Культура
Москва, 19.11.2012
«Эксперт» №46 (828)
Беспрецедентная выставка Рафаэля и его учеников проходит в Лувре

Museo Nacional Del Prado, Madrid

Эту выставку можно считать достойным ответом Парижа Лондону. Год назад у Лондонской национальной галереи выстраивались огромные очереди жаждущих увидеть ретроспективу Леонардо да Винчи. Теперь центром притяжения знатоков и любителей искусства стала выставка Рафаэля в Лувре. Для полноты впечатлений стоило бы устроить ретроспективу Микеланджело, но, к сожалению, скульптура и монументальные росписи, большая часть его наследия, перемещению не подлежат. Впрочем, кураторам обеих экспозиций — и прошлогоднего Леонардо, и нынешнего Рафаэля — удалось почти невозможное. Любой музей тяжело расстается с шедеврами, составляющими его особую гордость и ценность, и по причине экономической (пустые залы вызывают немалое разочарование туристов), и из соображений сохранности. Тем не менее для выставки в Лувре живопись, графику и гобелены предоставили почти 40 крупнейших мировых музеев. Главным партнером Лувра стал Прадо (его подборка Рафаэля — одна из лучших в мире), да и остальной список американских, британских, итальянских участников выглядит более чем внушительно. Результат — около 50 тысяч посетителей только за первую неделю.

В качестве главного фокуса кураторы выбрали поздний — римский — период творчества Рафаэля, когда в полной мере сформировался его стиль, а имя встало в ряд с уже признанными гениями Возрождения Леонардо и Микеланджело, замкнув «триаду титанов». Не менее важна смысловая линия, связанная с работой мастерской Рафаэля, его учениками, участвовавшими в исполнении всех крупных заказов, самыми талантливыми из которых были Джулио Романо и Джанфранческо Пенни. Попытка проследить влияние большого мастера на современников и последователей и выделить их самостоятельное творчество — еще один нестандартный ракурс экспозиции.

Любимец пап

Когда говорят о позднем периоде творчества зрелого мастера, перед глазами встает убеленный сединами старец, но применительно к Рафаэлю это совсем не так. Когда осенью 1508 года он приехал из Флоренции в Рим, ему было всего 25 лет. В 37 лет он умер, как пишет главный летописец того времени Джорджо Вазари, от скоротечной лихорадки, случившейся вследствие злоупотребления любовными наслаждениями, заставив рыдать самого папу римского.

Рим тогда переживал период расцвета. Папы покровительствовали искусствам, вряд ли догадываясь, что останутся в памяти поколений как политики времен Рафаэля и Микеланджело. Юлий II пригласил молодого художника для украшения апартаментов Ватикана. В это же время по соседству Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. Рафаэль должен был расписать только свод папского кабинета, но предложенная им живописная аллегория духовной деятельности человека (в частности, «Афинская школа», одно из лучших его произведений) показалась папе столь интересной, что конкуренты были вытеснены и Рафаэль с учениками задержался в Ватикане надолго. Универсальность — один из уникальных принципов эпохи Возрождения — была воплощена художником в римский период в полной мере. Параллельно с залами Ватикана Рафаэль распи

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (828) 19 ноября 2012
    Борьба с коррупцией
    Содержание:
    Без резких движений

    В России идет борьба с коррупцией. Это не просто политическая кампания, а социальный процесс. Его итогом будет медленное очищение государственного аппарата

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама