Конкуренты никогда не дремлют

Русский бизнес
Москва, 11.03.2013
«Эксперт» №10 (842)
У новых вагонных тележек компании «Промтрактор-Вагон» чиновники отозвали сертификат соответствия. Вывод из игры чисто бюрократическими методами одного из ключевых игроков рынка на руку лишь его конкурентам

Тема перехода российской экономики на вагоны нового поколения возникла всего несколько лет назад. Дело в том, что до последнего времени практически весь наш железнодорожный подвижной состав состоял из вагонов на тележке модели 18-100, которой больше пятидесяти лет. В свое время это была поистине революционная технология, но за полвека успела устареть. Появились (и активно эксплуатируются за рубежом) вагонные тележки с принципиально иными, куда лучшими характеристиками по грузоподъемности, скорости, межремонтному пробегу.

По мнению Объединения производителей железнодорожной техники, вагоны нового поколения должны обеспечивать нагрузку на ось не менее 23,5 т, а при необходимости и выше. Реально речь идет о 25 т, но в мировой практике известны примеры, когда нагрузка доходила до 32–35 т, а в Австралии вовсе до 40. Правда, в России такие нагрузки пока невозможны — наше железнодорожное полотно не способно выдержать больше 30 тонн. Порожний вагон нового поколения должен спокойно выдерживать среднюю скорость 90 км/ч, его пробег до капитального ремонта должен составлять не менее 500 тыс. км, что в России означает примерно четыре-пять лет эксплуатации. При этом вагон на традиционной тележке отправляется на капремонт после пробега всего 150 тыс. км.

Разумеется, для улучшения характеристик вагона нужно модернизировать ряд узлов тележки. Все новшества удорожают вагон всего процентов на десять, а инвестиции отбиваются очень быстро — за полтора-два года.

Неудивительно, что вагонными инновациями заинтересовались и в России. Продвижением новых вагонов заняты главным образом три крупнейших ненишевых производителя вагонной техники (см. график 1): традиционный лидер отрасли Уралвагонзавод, только что построенный Тихвинский вагоностроительный завод и «Промтрактор-Вагон», дочернее предприятие концерна «Тракторные заводы».

Каждый из них вышел на отечественный рынок с принципиально различной продукцией. В итоге на рынке оказалось четыре модели тележек (одна старая и три новых).

Государственный Уралвагонзавод продвигает собственную разработку, в целом соответствующую требованиям, предъявляемым к вагонам нового поколения. За ним — мощная поддержка государства и традиционно теплые отношения с РЖД.

Тихвинский завод опирается на адаптированную для колеи 1520 мм американскую тележку Barber. Модель много лет успешно эксплуатировалась в ряде стран, занимает порядка 85% американского рынка и весь китайский.

«Промтрактор-Вагон» сделал ставку на адаптированную для колеи 1520 мм тележку Motion Control американской компании Amsted Rail, основного конкурента Barber на рынке США.

Однако ужиться вместе в одной «берлоге» эти три «медведя» не смогли, и к 2012 году она стала явно для них тесноватой.

В ожидании катастрофы

Повышение платежеспособности и переход железнодорожных перевозок в руки частных компаний привели в России к грандиозному росту подвижного состава и, соответственно, столь же колоссальному рывку железнодорожного машиностроения (см. график 2). По оценкам руководителя депар

Новости партнеров

«Эксперт»
№10 (842) 11 марта 2013
Центральный банк
Содержание:
Денежный омбудсмен. Но не только

Банк России предельно узко трактует свою роль в экономике и неадекватно оценивает хозяйственную конъюнктуру. Зарубежный опыт дает примеры продуктивного расширения функционала Центрального банка

Международный бизнес
Потребление
На улице Правды
Реклама