Провалы проектных изысканий

2 декабря 2013, 00:00

На прошлой неделе итоги своей более чем двухмесячной работы подвела комиссия компании «Русгидро» по расследованию причин осадки здания второго станционного узла Загорской гидроаккумулирующей электростанции (подробнее о ЗаГАЭС-2 читайте в статье «Кто ест киловатты по ночам», «Эксперт» № 11 за 2012 год). Напомним, что в ночь на 18 сентября на только что построенной ГАЭС, которую готовили к пуску уже в декабре текущего года, произошла крупная авария. В течение короткого промежутка времени вода заполнила машинный зал станции и пристанционную площадку, в результате чего все четыре энергоблока мощностью 210 МВт каждый оказались затоплены. К счастью, дежурная смена успела покинуть здание, и жертв удалось избежать.

После осмотра места происшествия выяснилось, что правая часть здания просела на 1,17 метра, а левая поднялась на 0,22 метра. Высота воды, поступившей через разрушенные деформационные швы и входные отверстия недостроенных водоводов, составила несколько метров над нулевым уровнем станции. Буровые изыскания обнаружили под правой частью ЗаГАЭС-2 сквозные размывы грунта глубиной до 10 метров, которые и привели к проваливанию здания.

Размыв грунтов под основанием здания произошел из-за так называемого фильтрационного продавливания воды из нижнего бьефа станции в верхний. Попутно она вымывала породы под основанием станции, образовав в итоге сети гидравлических каналов. Комиссия осторожно объясняет причину всего этого неэффективной работой противофильтрационной и дренажной систем новой очереди ЗаГАЭС, спроектированных столичным институтом «Гидропроект», три года назад вошедшим в состав группы «Русгидро». Специалисты этого НИИ «не сумели своевременно распознать угрозу негативного развития ситуации», в том числе из-за того, что не запланировали установку достаточного для предупреждения возможных опасностей количества контрольно-измерительных приборов.

Напомним, что гидроаккумулирующие станции предназначены для урегулирования дисбаланса между производством и потреблением электроэнергии в дневные и ночные часы. В ночные часы ГАЭС использует «избыточную» электроэнергию, вырабатываемую недогруженными электростанциями для перекачивания насосами воды из нижнего водоема в верхний, аккумулирующий бассейн. В периоды пиков нагрузки, наоборот, вода из верхнего бассейна по трубопроводу подводится к гидроагрегатам ГАЭС, включенным на работу в турбинном режиме; выработанная электроэнергия отдается в сеть, а вода накапливается в нижнем водоеме. Благодаря функционированию ГАЭС поддерживаются качественные характеристики электроэнергии — частота и напряжение. Очевидно, что пуск ЗаГАЭС-2, предназначенной для покрытия суточных пиковых нагрузок в Московской и Центральной энергосистемах, где дефицит балансирующих мощностей оценивается примерно в 2 тыс. МВт, откладывается теперь в лучшем случае на два года. Максимальный ущерб может составить сотни миллионов долларов: только выплаты страховых компаний «АльфаСтрахование», «Ингосстрах» и СОГАЗ могут составить рекордные для России 8–12 млрд рублей. По предварительным оценкам комиссии, оборудование станции в основном подлежит восстановлению, заменить необходимо лишь наиболее чувствительные электронные и электротехнические элементы (микропроцессорные устройства, датчики, электрические щиты). Впрочем, оптимизм представителей «Русгидро» разделяют не все, вспоминая, что после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, когда был затоплен машзал, пришлось в итоге заменить все десять турбогенераторов. Скорее всего, и на Загорской ГАЭС-2 придется менять не только «мелочи», но и крупное оборудование — в частности, все четыре гидрогенератора-двигателя, до сих пор стоящие в воде. Контракт только на их поставку в 2007 году составлял 2,3 млрд рублей.