Съедобный клондайк

Русский бизнес
Москва, 16.12.2013
«Эксперт» №50 (880)
Импорт продовольствия, обходящийся в семь миллиардов долларов в год, вполне может быть замещен отечественным производством. Для этого требуется сопоставимый объем инвестиций — ненамного больше, чем нужно для постройки одного среднего нефте- или газопровода

Фото: Предоставлено ЗАО «Нефтехимсервис»

«Эксперт» детально исследует инвестиционную активность в реальном секторе экономики уже четыре года. За это время мы собрали впечатляющую базу инвестиционных проектов — около 900 штук с объемом инвестиций почти 300 млрд долларов. На разных стадиях мы зафиксировали несколько очевидных инвестиционных волн в разных отраслях экономики: в сельском хозяйстве, электроэнергетике, нефтепереработке, химпроме, цементной промышленности, некоторых подотраслях машиностроения, а также в оборонно-промышленном комплексе. Наш анализ показывает: на высшем уровне инвестиционные стратегии бизнеса по созданию новых производств в стране можно разделить на экспорториентированную и импортозамещающую. Кроме этого еще есть планомерная модернизация, которая может иметь своей целью как наращивание экспорта продукции, так и наполнение продукцией внутреннего рынка. На сегодня экспорториентированной стратегии в полной мере придерживаются сырьевые компании (нефтяники, газовики, угольщики), химики (удобрения, синтетический каучук), компании цветной металлургии (производители алюминия, меди, никеля) и бизнес по отдельным направлениям сельского хозяйства (зерно, подсолнечник). До последнего времени эту стратегию эксплуатировали производители стали и проката из черных металлов, однако не так давно они перешли на новую долгосрочную стратегию — импортозамещение. Еще часть представителей реальной экономики занимается в основном планомерной модернизацией или строительством новых, но работающих в старых нишах активов — это электроэнергетики, цементники, нефтепереработчики (хотя почти все российские НПЗ входят в вертикально интегрированные нефтяные компании и занимаются экспортом топлива); буквально в последние годы в эту группу вошли предприятия оборонно-промышленного комплекса, в которые серьезно не инвестировали с 80-х годов прошлого века.

Набор инвестиционных приоритетов нашего бизнеса, в том числе и госкомпаний, не поражает новизной, не правда ли? Все то же самое было и двадцать с лишним лет назад в Советском Союзе. Нефть, газ, металлы, цемент, удобрения, а где же потребительские товары? Пока они в основном идут к нам по импорту. Институциональные экономисты объясняют это словосочетанием path dependence — зависимостью от предшествующего развития. По большому счету владельцы крупных компаний реального сектора экономики, приватизировавшие гигантское советское наследие, вкладываются в то, что приносило им основной капитал в прошлом, и не спешат выходить в новые ниши, в том числе и в производство потребительской продукции, где доминирует импорт.

Резервы замещения

По итогам десяти месяцев 2013 года объем импорта в Россию составил без малого 260 млрд долларов при экспорте 429 млрд. При этом почти по всем крупным товарным группам импорт преобладает над экспортом (см. график 1). Исключение — минеральные продукты (в основном топливно-энергетические), металлы и изделия из них, драгоценные металлы, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Во всех остальных группах товаров: продовольствии, проду

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (880) 16 декабря 2013
    Медиа рынок
    Содержание:
    С добрыми намерениями

    Отношения власти и государственных СМИ в России остаются запутанными. Попытки медиа с госучастием работать в интересах общества зачастую приводят к проведению информационной политики «с кукишем в кармане», тогда как стремление государства поставить такие СМИ под более жесткий контроль неизменно порождает обвинения в расширении пропаганды

    Человек года
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама