Двенадцатый полет «Золотого орла»

Культура
Москва, 27.01.2014
«Эксперт» №5 (884)
«Золотой орел» не такая уж предсказуемая премия, как может показаться на первый взгляд. Чего действительно можно ожидать от российских киноакадемиков, так это акцента на патриотическом тренде в отечественном кинематографе. Он, безусловно, существует

Фото: РИА Новости

В прошлом году на присуждении «Золотого орла» бал правила съемочная группа «Белого тигра», проигнорированного не только американским «Оскаром» (а именно эта лента была выдвинута кандидатом в номинации «Лучший иностранный фильм»), но и отборочными комиссиями всех ведущих кинофестивалей. Во всяком случае, «Тигр» не попал ни на один из них. Правда, перед этим на «Золотом орле» побеждали «Елена», «Как я провел этим летом», «Стиляги», «Дикое поле», которые со всей очевидностью выпадают из разряда «патриотических фильмов». Никита Михалков, степень влияния которого на распределение призов на «Золотом орле» трудно приуменьшить, будучи однажды награжденным за фильм «12», видимо, чтобы не вызывать кривотолков, последовательно отказывался выдвигать на премию «Предстояние» и «Цитадель».

В этот раз пятерка лучших картин выглядит так: «Географ глобус пропил» («Мармот-фильм»), «Горько!» (Bazilevs), «Ку! Кин-дза-дза» (СТВ), «Легенда № 17» («Три Тэ»), «Сталинград» («Нон-стоп продакшн», «Арт пикчерс студия»). У каждого из этих фильмов есть все причины оказаться в топ-5, но было бы справедливо ожидать, что премия достанется кассовому рекордсмену года — «Сталинграду». Здесь отчасти может повториться прошлогодняя коллизия. Как и «Белый тигр», он выдвигался на «Оскар» и также не попал в число номинантов. Максимум, на что мог рассчитывать «Сталинград» на больших фестивалях, это премьерные показы в рамках внеконкурсной программы. Но благодаря беспрецедентному зарубежному прокату именно «Сталинград» получил самую широкую мировую аудиторию, и именно этот фильм представил ей (и еще будет представлять) новейшие достижения отечественного кинематографа.

В этот раз у «Сталинграда» есть мощный конкурент — не менее патриотичная и также сумевшая сгенерировать массовый приход зрителей в кинотеатры «Легенда № 17» режиссера Николая Лебедева, в числе продюсеров которой значится сам Никита Михалков. Нет никаких сомнений, что только благодаря ему в проект пришел крайне разборчивый Олег Меньшиков, а музыку к фильму написал Эдуард Артемьев — постоянный автор Михалкова. Патриотический мотив, пусть и разного накала, — в обеих лентах: в «Сталинграде» группа советских разведчиков ведет бой не на жизнь, а на смерть с немецкими захватчиками в осажденном доме — в «Легенде» советские хоккеисты сражаются с канадскими на ледовом поле. Но если в «Сталинграде» исполнителю главной роли Петру Федорову (капитан Громов) не удается сконцентрировать на своем героическом персонаже внимание зрителя и его легко перетягивает на себя антагонист — персонаж Томаса Кречманна (капитан Кан), то в «Легенде» положительных героев сразу два. Их безупречно играют Данила Козловский (Валерий Харламов) и Олег Меньшиков (Анатолий Тарасов). Они произвели настолько сильное впечатление на экспертный совет, что оба были номинированы на «Золотого орла» как исполнители главных мужских ролей, что уже противоречит общепринятой традиции обозначать титулом «исполнитель главной роли» только одного актера, все остальные, как бы много о

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (884) 27 января 2014
    Беспорядки на Украине
    Содержание:
    Доигрались

    Национальное строительство на Украине провалилось. Страна на грани гражданской войны

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама