СМИ защитят от иностранцев

22 сентября 2014, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
Именно печатным СМИ грозят самые глобальные потрясения в случае принятия поправок

Уже на этой неделе Госдума может приступить к первому чтению законопроекта, согласно которому иностранцы, а также граждане РФ с двойным гражданством смогут напрямую или косвенно управлять или контролировать не более чем 20% уставного капитала учредителя любого российского СМИ. Поправки в Закон о СМИ внесли депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) и были поддержаны заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Сергеем Железняком. По некоторым данным, документ одобрили и в администрации президента, то есть шанс на быстрое согласование всех его параметров достаточно высок.

Между тем сегодня этот сегмент рынка серьезно зависит от иностранных инвестиций, в том числе офшорных. По существующим сегодня нормам зарубежный инвестор может участвовать в 50% капитала теле- или радиокомпании. Для прессы таких ограничений не существует. Среди учредителей ЗАО «ИД “Коммерсантъ”» (газета «Коммерсантъ», журналы «Секрет фирмы», «Огонек») — весомая доля кипрской Kommersant Holding (Cyprus) Limited. Газета «Ведомости» контролируется финской Sanoma и американскими Dow Jones и FT Group. Как минимум половина издательского холдинга РБК принадлежит кипрской компании Pragla Limited.

Иностранцы активны и на телерынке. Крупнейший зарубежный капитал у группы CTC Media (каналы CTC, «Домашний», «Перец»). Здесь долей в 37,9% владеет шведская MTG Group, а блокпакет в руках кипрской компании Telcrest, принадлежащей Юрию Ковальчуку. Крупным владельцем неэфирных каналов является шведская Viasat. Компания «Профмедиа ТВ» (каналы «Пятница», «ТВ-3», «2х2») наполовину принадлежит кипрской Independent Network Television Limited. Радиостанцией «Эхо Москвы» помимо «Газпром-медиа» управляет американская EM Holding Company LLC.

Новые правила, очевидно, не понравятся большинству игроков на рынке СМИ, поскольку приведут к серьезным издержкам на фоне падающего рекламного рынка и других ограничительных законов в этом сегменте вроде недавнего запрета рекламы для неэфирных каналов. В то же время желание государства контролировать отечественное информационное пространство понятно. Уязвимость и риски медиасреды хорошо известны и западным странам, а потому ограничения на иностранный капитал в СМИ давно действуют по всему миру. В США зарубежные инвесторы не могут владеть более чем 25% телеканалов и радиостанций, в Японии — не более чем 20%. Во Франции ждут партнеров только из стран ЕС, другим позволят приобрести не более 20% доли СМИ. В Великобритании доля иностранного участия не может превышать долю британского.