Точка в истории «Точки»

Повестка дня
Москва, 22.09.2014
«Эксперт» №39 (916)

Фото: ИТАР-ТАСС

Еще одним старым, «вкусным» банковским брендом с уральскими корнями на рынке стало меньше: ЦБ отозвал лицензию у небольшого, но технологически очень развитого Банка24.ру, сделавшего ставку на обслуживание малого бизнеса. Регулятор посчитал, что банк невнимательно отслеживал операции клиентов, имевшие признаки сомнительных.

Банк24.ру стал известен на федеральном уровне в середине 2000-х, когда первым в России создал формат круглосуточного онлайн-банка. На этой базе менеджмент активно наращивал инфраструктуру, розничный кредитный портфель, внедрял собственные технологии кредитования малого бизнеса. Кризис 2008 года больно ударил по амбициям: из-за вспыхнувшей паники вкладчиков банк в считанные дни потерял ликвидность. Далее была санация через инструменты АСВ банковской группой «Лайф». В 2010 году, после того как банк восстановил убытки, тогдашний председатель правления Сергей Лапшин (ушел из банковского бизнеса в 2013-м) заявил, что отказывается от концепции роста за счет кредитования и сосредоточивается на расчетном бизнесе для предпринимателей. Банк перестает привлекать вклады и формирует пассивы за счет остатков на счетах юридических лиц. Для российских реалий это был смелый шаг: в мировой практике успешность таких моделей опирается на традиции и культуру банковского обслуживания. Чтобы зарабатывать на комиссионных доходах, необходим постоянный приток клиентов, готовых платить за высококачественный сервис.

Сергей Лапшин и его партнер Борис Дьяконов попытались доказать, что такую сервисную структуру можно построить и в российских условиях. Инвестиции в технологии дистанционного обслуживания обеспечили «Точке» (так по-свойски зовут банк в Екатеринбурге) один из лучших интернет-банков в стране. Банк первым внедрил доступ с мобильного телефона к расчетному счету юридического лица, автоматическое информирование контрагентов клиентов о подтверждении проведения их платежей, уведомление в режиме онлайн о постановлениях налоговых органов, создал приложение, через которое можно открывать счет в Фейсбуке. Еще был придуман и реализован сервис «Кнопка» — весь необходимый для предпринимателя интерфейс в одном месте: сдача бухгалтерской отчетности, быстрые платежи, зарплатный проект, подготовка документов, бронирование гостиниц и билетов, оформление визы, обзвон клиентов и поставщиков, проверка деловых партнеров и сотрудников через службу безопасности. «Точка» начала строить сеть в городах-миллионниках, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, ориентируясь на продвинутую предпринимательскую аудиторию. Итог: в начале 2011 года в банке имели счета 29 тыс. организаций, а к началу нынешнего — 85 тысяч. В 2013 году оборот через интернет-банк превысил рекордную отметку — 1 трлн рублей. Доля комиссионных от расчетно-кассовых услуг в общей структуре доходов достигла 70%, а беспроцентные деньги на счетах клиентов размещались на корреспондентском счете, в депозитах в ЦБ, коротких госбумагах и на счетах других банков, по всей видимости, преимущественно группы «Лайф».
Од

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (916) 22 сентября 2014
    Санкционный стимул
    Содержание:
    Пора доставать джокера

    Все понимают, что санкции могут стать недостающим стимулом для того, чтобы экономическая политика начала всеми средствами поддерживать российский бизнес. Главный вызов — решиться на серьезные изменения в финансовой системе

    Потребление
    Реклама