Поймать в сети

Михаил Кичанов
6 октября 2014, 00:00

То, что на поиске информации в интернете можно хорошо заработать, доказали и «Яндекс», и Google. Но искать можно не только по сайтам магазинов, производственных фирм и информационных агентств, на чем и специализируются поисковые гиганты

«Шерстить» можно социальные сети — такой поиск тоже монетизируем. Это убедительно показывает опыт трех молодых предпринимателей, которые в конце прошлого года запустили в Новосибирске интернет-проект под названием «Социальный сканер» (Socscan.ru). В интересах бизнеса сервис успешно ищет обращения пользователей социальных сетей, содержащих любую мало-мальски коммерческую составляющую, что открывает новые возможности для компаний, ориентированных на B2C. К тому же аккумулируемая «Социальным сканером» информация позволяет анализировать спрос и предложения самых разных рынков.

Туристы подсказали

«Люди оставляют в социальных сетях множество сообщений коммерческого характера. Кому-то нужен фотограф на свадьбу, кто-то сколачивает группу единомышленников для поездки на Алтай. Люди просят помощи и совета на личных страницах и в группах. Они задают вопросы о ценах, использовании, разновидностях товаров и услуг. И часто эти обращения остаются без ответа, они не доведены до продаж. Вот такие-то обращения мы и ищем, группируем и аккумулируем их на своем сайте. По сути, мы помогаем малому бизнесу продавать в соцсетях»,— объясняет работу сервиса «Социальный сканер» один из авторов проекта Андрей Сидоров. Сейчас отбираются сообщения по заданным ключевым словам в «ВКонтакте» и Twitter.

Как рассказывают авторы «Социального сканера», учредители компании «Джонатан Ливингстон», на момент запуска проекта в ноябре 2013 года они не смогли найти аналогов своей поисковой системы. Только через несколько месяцев новосибирским бизнес-партнерам станет известно о подобных сервисах: одном российско-украинском стартапе и еще трех из США и Канады. Последние, естественно, работают на англоязычный рынок и ведут поиск в Facebook, ну и в том же Twitter.

«Идея сканера родилась совершенно случайно, — вспоминает Татьяна Полякова. — Мы тогда работали совсем над другим проектом, занимались поиском контрагентов для организации отдыха на Алтае. Искали в соцсетях предложения по проживанию в гостиницах, на базах отдыха, организаторов туров смотрели. И заметили, что пользователи соцсетей много и конкретно пишут о своих планах на отдых и о туристических предпочтениях. Например, человек говорит, что у него есть 15 тысяч рублей, и он за эти деньги хотел бы отдохнуть на Алтае. И просит сообщество подсказать базу отдыха по этим возможностям. Но часто подобные вопросы остаются без ответа. И мы на них стали отвечать сами. А потом увидели, что поиск запросов можно коммерциализировать. Да и искать можно далеко не только потенциальных туристов».

Не для всех

Первый вариант сайта делали около двух месяцев. Но все сомнения в перспективности потраченных средств и времени были отметены в первые же два дня работы сервиса, когда компания получила 350 заявок на поиск. Пилотный проект тут же превратился в источник дохода. А первые заявки подсказали список тем, которые интересуют покупателей сервиса — людей, ищущих потенциальных клиентов. Сейчас таких тем 15, в их числе туризм, интернет-магазины, фото и видео, ремонт и дизайн, оформление праздников, платья и автозапчасти. Но можно создать и протестировать свою тему.

За все время существования «Социального сканера» им воспользовалось около 2,5 тыс. человек. Только за последний месяц сервис проанализировал 25 млн сообщений и обнаружил 156 тыс. потенциальных клиентов.

Несмотря на эффективность поиска, «Социальный сканер» подходит далеко не каждому бизнесу, который ориентирован на работу с конечным покупателем. «Услуга или товар должны обязательно вызывать эмоцию. Это свадебные услуги, услуги адвоката, фотографов. Но если человек продает, скажем, кирпич или хлеб, то никто вопросы по этим товарам задавать в сетях не будет. Один из наших потенциальных клиентов искал в соцсетях упоминания о промышленных насосах, которые продавал, мы помочь ему не смогли. Просто никто в “ВКонтакте” и Twitter об этих агрегатах никогда не спрашивал», — разводит руками Полякова.

«Социальный сканер» позволяет найти запрос с актуальностью три часа, но в зависимости от бизнеса разработчики проекта рекомендуют обрабатывать сообщения давностью до недели. Например, если речь идет о путешествии или покупке платья. Естественно, если кто-то хочет купить букет цветов, то бизнесу нужно поспешить, потому что уже на следующий день заявка, скорее всего, потеряет актуальность. «Мы делим всех найденных потенциальных клиентов на прямых и косвенных. Прямые — это когда человек пишет в соцсети, что именно он хочет. Можно даже понять, на какой ценник он ориентируется, то есть сколько на нем можно заработать, и исходя из этого решить, интересен он как клиент или нет. Косвенные же — это когда человек формирует группу заинтересованных лиц, например, для поездки на отдых. Он вроде и не клиент, потому что организует все сам, но его можно попробовать заинтересовать и тем самым получить сразу большой заказ на несколько человек», — рассказывает Сидоров.

Понять и помочь

География поиска «Социального сканера» — вся страна. Наибольшее количество пользователей живет в Европейской России. Среди городов-лидеров — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск. Оказывая бизнесу услуги поиска клиентов, компания помогает ему понять психологию пользователя социальной сети и с наименьшими потерями превратить простой вопрос на стене сообщества в контракт. «Мы подсказываем наиболее перспективные направления бизнеса с точки зрения продаж в соцсетях, учим, как работать с пользователями “ВКонтакте”. Объясняем, как максимально расширить воронку продаж в соцсетях на каждом ее уровне. Мы в этом заинтересованы не меньше пользователей нашего сервиса. От этого зависит будущее проекта. Если кто-то в цепочке “продавец—покупатель” недоволен, система не работает», — указывает Андрей Сидоров.

«Мы пытаемся обеспечить быстрый вход человека, который ни разу не продавал в соцсетях, — продолжает тему Татьяна Полякова. — Здесь много нюансов. Нельзя в соцсетях продавать так же, как в офлайне. Соцсети — это совершенно особая среда. С одной стороны, это личное общение, как в офлайне, но с другой — это интернет. Грубейшая ошибка, когда в ответ на запрос на стене “ВКонтакте” менеджер в первом же предложении своего сообщения пытается пригласить человека в офис и продать ему услугу или товар. Ведь человек потому-то и написал в соцсети, что не хочет идти в офис, а хочет купить удаленно».

Помимо организации поиска «Социальный сканер» позволяет создателям сервиса анализировать рынки, а в перспективе и зарабатывать на этом. Так, анализ данных показал, что в августе этого года стремительно упал спрос на туристические услуги. Если в июне в «ВКонтакте» было 35 тыс. запросов, а в июле — 39 тыс., то в августе — всего 19 тыс., то есть на уровне мая. «Это, конечно, аномалия. Август — туристический сезон. Мы склонны объяснять такое падение интереса нестабильностью на туристическом рынке, банкротством сразу нескольких крупных туроператоров», — говорит Сидоров.

Калькулятор

Основные затраты на старте проекта «Социальный сканер» — это собственное время авторов проекта, хостинг и аренда офиса. Дизайн и техническую начинку создатели сервиса делали своими силами. «Если бы мы заказывали сайт у сторонней веб-студии, то с учетом переделок, которым мы подвергли наш сервис в первые полгода работы, нам пришлось бы выложить порядка миллиона рублей», — считает Андрей Сидоров.

Будучи резидентами бизнес-инкубатора технопарка новосибирского Академгородка (Академпарк), авторы «Социального сканера» несут чисто символические затраты на аренду. Три рабочих места обходятся им в три тысячи рублей в месяц. При этом в их распоряжении переговорные, кафе, встречи с состоявшимися предпринимателями, которые выступают с лекциями и проводят мастер-классы в Академпарке. Правда, резидентами бизнес-инкубатора можно быть только три года.

Пользователям своего сервиса создатели «Социального сканера» предлагают на выбор четыре пакета услуг. Первый, стоимостью 1,5 тыс. рублей в месяц, позволяет ежемесячно искать до 500 сообщений и только по одной теме. Второй — до тысячи сообщений по двум темам (2,8 тыс. рублей), третий — до двух тысяч по четырем темам (5,2 тыс. рублей) и четвертый — до четырех тысяч по восьми темам (9,6 тыс. рублей). Первые три тарифа ориентированы только на поиск в «ВКонтакте», и лишь последний дает возможность искать потенциальных клиентов и в «ВКонтакте», и в Twitter. «Конечно, все начинают работать по первому пакетному предложению, тем более что пять дней человек по нему может пользоваться сервисом бесплатно. Но потом, как правило, останавливаются на втором тарифном плане», — рассказывает Сидоров. В месяц пакеты сканера покупает 30–35 человек.

«В основном для продвижения проекта мы используем социальные сети — как бесплатные “фишки”, так и таргетированную рекламу. Сейчас также мы тестируем эффективность контекстной рекламы. Хорошую обратную связь дает участие в различных мероприятиях для предпринимателей и конференциях по маркетингу, SMM. Но только обратную связь. Большого притока клиентов от таких мероприятий мы не ждем», — отмечает Татьяна Полякова.

Планы

«Мы стремимся к тому, чтобы наш “Социальный сканер” стал для пользователей соцсетей волшебной палочкой. Сказал в небо, а точнее, написал на стене: “Хочу в Турцию”. Бах — и тут же получил три хороших конкурентных предложения, из которых выбрал лучшее. Эта задача требует от нас постоянного улучшения сервиса», — отмечает Андрей Сидоров. Компания рассматривает и возможность организации поиска в Facebook, и даже выход на англоязычный рынок. «Российский Facebook с точки зрения объема коммерческих запросов пользователей пока заметно отстает от “ВКонтакте”. Поэтому мы не спешим заходить в эту социальную сеть. Но все быстро меняется, и мы должны быть готовы к расширению нашего предложения. То же можно сказать и о российском Twitter, в котором сегодня сидят либо политики, либо бизнесмены, либо хипстеры, либо роботы. Соответственно, поток запросов будет более специфическим и меньшим по объему», — констатирует Андрей Сидоров.