Всемирная театральная революция

Культура
Москва, 26.01.2015
«Эксперт» №5 (931)
Она происходит тихо, бескровно, везде, в том числе в России

Наталья Чебан

В Москве на Тверской, 23 открывается электротеатр «Станиславский». До революции в этом здании работал кинозал, после — оперно-драматическая студия Станиславского, которая затем превратилась в драматический театр. С июля 2013-го его возглавляет Борис Юхананов, режиссер, теоретик театра и педагог, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева.

 

— Электротеатр «Станиславский» — что это будет?

— В электротеатре «Станиславский» я хочу сосредоточиться на режиссерском искусстве и представить его в той мере, которая мне по силам и по возможностям этому месту. Вслед за режиссером созревает и весь универсум театра как такового, где поднимаются, приходят в форму, становятся открытыми времени и смыслам артисты, художник, композитор, все виды искусства, которые сбегаются на зов пастуха-режиссера и обустраивают себя в какое-то новое целое, доселе не бывшее и имеющее имя «спектакль». Для меня самое важное — вернуть в театре центральное место режиссеру, которое у него отбирал то драматург, то продюсер. Это намерение связано с созданием открытой в социокультурном смысле территории для других видов искусства, для взаимодействия с пограничными образованиями в культуре, с включением себя в новые медиа, если понимать это не как развитие технологий, а как исследование нового типа коммуникаций, ответственное продюсирование.

Режиссерское искусство требует внимания, и здесь очень много аспектов — и финансовых, и человеческих, и репутационных. Это связано и с внутренней архитектурой театра: он должен быть готов принять в себя разные режиссерские индивидуальности. Не только мою, которая была достаточно выяснена мною за предыдущий период жизни, но и художников, подчас противоположных мне в смысле стиля. Я не собираюсь ограничиваться авторским театром, их и без того хватает. Я бы не хотел задержаться в этом типе художественной жизни. Поэтому я взял на себя этот труд, эту ответственность и стараюсь с ними справляться.

— Есть ли у вас цель, которая выходит за пределы этого помещения?

— Театр — это кристалл, который пропускает свет. Этот свет идет из небытия-бытия культуры, из тех пространств, где роятся замыслы, тренды, тенденции, еще не воплощенные образы, и затем этот свет уходит в город, в другие театры. Дальше этот театр не может замкнуться. При этом я всегда помню, что театр — это место уникальное. Один театр всегда не похож на другой. Центр режиссуры, который я создаю в виде театра, должен постепенно обретать свою уникальность. Но в отличие от предыдущих времен эта уникальность должна стать открытой. В предыдущие времена не удавалось создать уникальное пространство, отчетливое, осознавшее себя, при этом принципиально открытого типа. Это очень сложно. Это одна из моих целей — открытость, и она предполагает выход за собственные пределы. А так, чтобы влиять на культурные процессы, важничать, не дай бог кому-то указывать, как надо себя вести, — мне это не свойственно. Влияние может оказывать только хорошо откалиброванный кристалл, благодаря тому что он пропускает свет, в этом

У партнеров

    «Эксперт»
    №5 (931) 26 января 2015
    НИКАК НЕ ЛОПНУТ
    Содержание:
    Другой способ выполнять соглашение

    Ополченцы начали контрнаступление на позиции украинских войск. Сдерживать их пока некому и незачем

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама