Девятый вал деловой литературы

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
7 марта 2015, 18:36

Бизнес-книг издается все больше. Но количество отнюдь не всегда гарантирует качество

У Стивена Кови в «Семи привычках высокоэффективных людей» есть пассаж, настолько великолепный, что имеет смысл привести его полностью: «Возможно, вам известен мюзикл “Человек из Ламанчи”. Это красивая история средневекового рыцаря, который повстречал уличную женщину, проститутку. В глазах окружающих она вполне оправдывала свой образ жизни. Однако этот рыцарь-поэт увидел в ней нечто иное — прекрасное и достойное любви. Кроме того, он рассмотрел в ней добродетель и неустанно это подчеркивал. Он дал ей новое имя — Дульсинея, соответствующее новой парадигме. Девушка не сразу поддалась: слишком силен был старый сценарий. Она отталкивала рыцаря от себя как безумного фантазера. Однако тот не сдавался, постоянно пополняя эмоциональный банковский счет своих с ней отношений вкладами безусловной любви, которые постепенно проникали в ее сценарий. И ответ не заставил себя ждать. Постепенно девушка начала менять свой образ жизни. Она поверила в новую парадигму и действовала на ее основе, приводя этим в смятение окружающих. Позднее, когда прежняя парадигма вновь взяла вверх, рыцарь призвал ее к смертном одру, спел прекрасную песню “Несбыточная мечта” и, заглянув ей в глаза, прошептал: “Никогда не забывай, что тебя зовут Дульсинея”». Фантастика: писатель, чьи книги переведены на 33 языка, вышли по всему миру миллионными тиражами, человек, сформулировавший принципы сбалансированного самообновления, настаивающий на чтении не менее двух книг в месяц, гуру современного менеджмента, защитивший докторскую диссертацию в Гарварде, уже покинувший этот мир Стивен Кови на момент написания своей главной книги даже не подозревал о Мигеле де Сервантесе Сааведре и представления не имел о его литературной деятельности! Если бы речь шла об адаптированном пересказе в расчете на невзыскательную аудиторию, то можно было бы ожидать хотя бы упоминания первоисточника. Выходит, что регулярно попадающий в тройку лучших романов всех времен и народов «Дон-Кихот» дошел до Кови лишь в инсценировке Дэйла Вассермана и Джона Дэриона, написанной для голливудского киномюзикла, а затем поставленной и на Бродвее. Обнаружив в сюжете пример, прекрасно иллюстрирующий одну из его концепций, Стивен Кови даже не попытался запомнить имя главного героя. Нельзя сказать, что это подрывает ценность сделанных Кови открытий — но осадок остается.

Когда речь заходит о деловой литературе, важно понимать причину, по которой человек берется за перо или садится за компьютер. Если авторы, пишущие художественные произведения, питают слабые надежды хорошо продать свою рукопись, хотя и понимают, что шансов на это у них не так уж много, то те, кто обращается к жанру бизнес-литературы, знают, что прямые доходы от их литературного труда будут невелики. Об этом в свое время говорил Михаил Иванов, сооснователь издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», в одном из интервью: «Предпринимателя очень сложно мотивировать на написание книги деньгами. Это хорошо, потому что из-за финансовой мотивации не пишут хороших книг. Хорошие книги появляются, только если у человека есть идеи и мысли, которыми хочется поделиться». Но речь не идет о каком-то бескорыстном деянии. В отличие от литераторов потенциальные авторы нон-фикшн могут рассчитывать на серьезное повышение своего профессионального и даже медийного статуса, а значение этого статуса можно сравнить разве что с присвоением ученой степени. Изданная книга дает мощный толчок продвижению автора, создает некое мифологическое пространство, которое в конечном счете открывает для него новые бизнес-возможности. Это могут быть хорошо оплачиваемые лекции, семинары, консультации (тут книга — самый необходимый атрибут). Причем от автора не требуется постоянно выдавать новую информацию — он может пересказывать то, что уже описал в книге. Лекции и семинары служат своего рода сакральным ритуалом личного контакта учителя с учеником, передачей знаний «от сердца к сердцу».

Хорошо, если человек в этот момент отстраняется от практической деятельности, опыт которой и дал ему информацию для написания книги, и довольствуется доходами от лекций, семинаров, консультаций. А если нет? Автор супербестселлера «Карьера менеджера» Ли Якокка, подробно описавший свои достижения, в число которых входит спасение от банкротства компании Chrysler, в один прекрасный момент вдруг оказался тем самым человеком, который начал тянуть компанию в пропасть. У Якокки об этом ничего не написано. Но Кэрол Дэук, анализируя в своей книге «Гибкое сознание» его последние годы у руля Chrysler, пишет: «Когда деньги потекли рекой, он не проявил желания поделиться ими с сотрудниками. Заработная плата оставалось такой же низкой, а условия труда — такими же тяжелыми, как и прежде. А когда Chrysler снова оказался в беде, Якокка продолжал вести королевский образ жизни. На один только ремонт его служебных апартаментов в отеле Waldorf в Нью-Йорке ушло два миллиона долларов. Вакханалия длилась, пока наконец совет директоров не освободил Якокку от должности, стремясь избавиться от него прежде, чем будет упущена последняя возможность спасения Chrysler». Финал истории, не вошедший в книгу «Карьера менеджера», оказался куда важнее кульминации — и придал ей совершенно иной оттенок.

Издательства вынуждены постоянно запускать новые проекты. Век новинки недолог. Она живет, пока лежит в соответствующей выкладке в книжном магазине. А лежит она там, пока ее не вытесняют другие, только что вышедшие в свет книги. «Альпина Паблишер» выпускает свыше 80 новинок в год — больше, чем одна книга в неделю. Почти все они, как и книги «Манн, Иванов и Фербер», пытаются захватить как можно более широкую аудиторию. Поэтому среди новинок все чаще можно встретить книги по самосовершенствованию. Как раз этому процессу, напомним, посвящена главная книга Стивена Кови. Ему удалось вывести тему на новый — после Дейла Карнеги — уровень; доказать, что к успеху приводят не столько внешние изменения в поведении, в отношении к людям, на которых делал акцент его предшественник Карнеги, сколько изменения внутренние — казалось бы, тема закрыта на несколько десятилетий. Но поток книг не иссякает. Тема самосовершенствования оказалась неисчерпаемой — авторам удается открывать все новые и новые ее аспекты. Можно предположить, что спрос на литературу подобного рода продиктован не в последнюю очередь тем, что чтение книг по самосовершенствованию заменяет сам процесс самосовершенствования. Человеку зачастую важно не столько менять свою жизнь к лучшему, сколько верить: он всегда успеет это сделать. И книги по самосовершенствованию выступают своего рода символом такой возможности. Их даже необязательно читать — они могут просто стоять на полке. Но если все-таки в них вчитаться, то выяснится, что главные тезисы везде фактически одни и те же. Все, что в силах сделать автор, — это наложить на них собственный опыт, собственное видение. Иногда в этом и в самом деле заключается некая ценность — если видение автора совпадает с видением читателя. Но куда чаще подробности из жизни автора превращаются в информационный мусор.

Видимо, одним из первых это понял экс-издатель, до совсем недавних пор ключевая фигура в мире деловой литературы Михаил Иванов, который в прошлом году выиграл грин-карту, продал свою долю в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» — и начал новую жизнь в другой стране. Он решил посвятить эту новую жизнь любимому триатлону, а заодно ресурсу «Смартридинг», где экспериментирует в области сжатия книжной информации, тем самым фактически отрицая всю ту деятельность, которой занимался прежде. «Смартридинг» предлагает своим подписчикам саммари, которые, по определению Иванова, являются «изложением ключевых идей в сжатом виде». И объясняет потребность в своем продукте очень просто: основной читательской аудитории бизнес-литературы попросту некогда читать. Деловым людям важны идеи, и их вполне устраивает, что им преподнесут эти идеи в кратком изложении. Примеры подобных саммари можно найти в персональном блоге Иванова: «Любая российская компания балансирует между двумя состояниями: эффективной авральной работой и бесполезным застоем, в который она скатывается по инерции», — речь идет о книге Александра Прохорова «Русская модель управления». Или: «Не бойтесь случайностей или Черных лебедей: их невозможно предсказать, с ними нельзя бороться, но их можно использовать во благо» — это о книге Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».

Раньше саммари заменяли рецензии в прессе. Если идея, изложенная в них, казалась достаточно привлекательной — возникало желание узнать подробности. Если нет, рецензии было достаточно. Но в ситуации, когда книги порой выходят чаще, чем большинство печатных изданий, все изменилось. Издатели вынуждены бороться за отзывы читателей на порталах, за блогеров, за всех, кто способен принять идущую потоком литературу. Все-таки пусть не рецензия, но хотя бы отзыв дает заметный рост продаж. Читателям нужно как-то ориентироваться в этом потоке, даже если они не собираются вчитываться в купленную книгу, а рассчитывают просто войти в число ее счастливых обладателей, может быть, лишь для того, чтобы отчитаться о покупке фотографией в социальных сетях. Еще труднее рассчитывать на то, что выход книги — не каждой, хотя бы тех, в которые авторы и в самом деле вложили душу, жизненный опыт и интеллект, — станет событием. Да и как выделить такую книгу среди всех остальных? Порой сделать это помогают дополнительные инвестиции, направляемые на продвижение. Можно ли быть уверенным, что рекламный бюджет достанется тем интеллектуальным продуктам, которые на самом деле его заслуживают? Увы, нет.