Мировая сага о Сибири

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента журнала «Эксперт»
21 марта 2015, 17:47

Натуральная косметика Natura Siberica. Производится компанией «Натура Сиберика», Москва. Генеральный директор компании Андрей Трубников

«В мире много марок натуральной косметики, но такой, о каждом из продуктов которой можно сделать телевизионную передачу, больше нет», — говорит Андрей Трубников, генеральный директор компании «Натура Сиберика». Natura Siberica — это первая сертифицированная российская марка натуральной и органической косметики. Серию телепрограмм о ней (не путать с рекламными роликами) задумали сделать не в России, а в Корее, где Natura Siberica начала продаваться в прошлом году, причем в рекордных объемах. В целом же экспортные поставки этого бренда, стартовавшие три года назад с Европы, охватывают сегодня более 30 стран в разных частях света. Доля экспорта составляет около 10% общей выручки, которая за это время удвоилась — с 2 млрд рублей в 2012 году до 4 млрд в 2014-м.

Андрей Трубников, генеральный директор компании «Натура Сиберика»: «Сибирь — это уникальная история. И я подумал, что мы можем сделать из Natura Siberica мировой премиальный бренд» 9kosmetika2.jpg
Андрей Трубников, генеральный директор компании «Натура Сиберика»: «Сибирь — это уникальная история. И я подумал, что мы можем сделать из Natura Siberica мировой премиальный бренд»

Ниша натуральной косметики, то есть произведенной из природного, а не химического сырья, и органической — из природного сырья, выращенного без применения агрохимии, в мире развивается уже несколько десятилетий. Правда, объем ее до сих пор относительно невелик — менее 10% косметического рынка. Так что попытка Natura Siberica внедриться в эту нишу, предпринятая в 2007 году, была сопряжена с весьма серьезным риском. Тем более что в России опыта такого производства не было. Для успеха нового бренда требовались как минимум две вещи: яркая идея, история марки, и организация полного цикла производства от сырья до конечной продукции.

В качестве истории бренда Андрея Трубникова привлекла Сибирь с ее богатейшей дикой природой и малыми народами, нередко живущими все еще традиционным укладом. В суровом климате сибирские растения, чтобы выжить, синтезируют большое количество защитных веществ и поэтому обладают особо выраженными оздоравливающими свойствами. «Сибирь — это уникальная история. Все слышали про Сибирь, а она не изведана. Есть Аляска — вроде то же самое, что Сибирь, или Финляндия, но там нет такой истории. И я подумал, что мы можем сделать из Natura Siberica мировой премиальный бренд», — рассказывает Трубников. Сибирская тема однажды уже принесла успех его бизнесу — когда в начале 2000-х рынок на ура принял косметическую марку «Рецепты бабушки Агафьи», основанную на образе мифической сибирской травницы. Впрочем, Natura Siberica основана не на мифе, а на реальности. Как следует из названия марки, растительное и животное сырье для ее производства имеет сибирское происхождение. И это действительно так. Компания зарегистрировала дочернюю фирму для сбора в горах Хакасии дикорастущих растений и получила на этот процесс европейские сертификаты. Кроме того, она сертифицирует извлекаемые из растений масла и экстракты, не говоря уже о конечных продуктах. Сертификационные документы подтверждаются ежегодно в ходе проверок со стороны соответствующих организаций.

На этом история бренда Natura Siberica не заканчивается. В 2013 году сырьевая «дочка» компании создала на территории Хакасии первую в России сертифицированную органическую ферму площадью 33 га, на которой с помощью местных жителей начала выращивать редкие сибирские растения. «Мы подумали, что если будем только собирать травы и растения, то рано или поздно нанесем ущерб природе», — объясняет Андрей Трубников. В 2014 году на 16 га фермы собрали первый урожай из 14 трав, среди которых, например, родиола розовая — российский женьшень, только в несколько раз эффективнее. Она включена практически во все продукты Natura Siberica и поэтому требуется производству в большом объеме. Всего марка использует несколько десятков сибирских растений, среди которых наряду с ожидаемыми кедром и лиственницей есть совершенно незнакомые широкой публике названия: арктическая малина, арктическая полынь, кладония снежная, кедровый стланик и др. И список не закрыт. Специалисты Natura Siberica вместе с представителями коренных народов Сибири, включая шаманов, проводят исследовательские экспедиции в поисках новых целебных ингредиентов для своих продуктов. Компания также начала сотрудничать с Иркутским ботаническим садом, запустив программу, согласно которой к 2018 году будет высажено более 70 тыс. редких растений.

Технологи и маркетологи Natura Siberica стараются максимально использовать заведомое преимущество, которое дает собственная, да еще и уникальная по территориальному расположению сырьевая база. Скажем, все производители натуральной косметики в мире используют в качестве основы для кремов и шампуней бетаин и полиглицерил — производные кокосового масла. Natura Siberica начала делать основу из кедрового и облепихового масел. «Они богаты витаминами, поэтому основа в наших продуктах тоже работает», — поясняют в компании. Ассортиментная линейка компании расширяется стремительно, ежегодно пополняясь десятками наименований — это средства по уходу за лицом, телом, волосами, декоративная косметика, профессиональная косметика, SPA-косметика (приготовленная из свежих ингредиентов в присутствии покупателя), детская линейка, средства для уборки и стирки. В результате за три года марка завоевала три престижные международные награды: «Лучший бренд в номинации “Зеленая косметика”» на выставке в Болонье, «Лучшая косметика для мам и малышей» на выставке в Лондоне, «Лучший продукт по уходу за лицом» на выставке в Париже.

Косметику «Натура Сиберика» покупают в 31 стране 9kosmetika_karta.jpg
Косметику «Натура Сиберика» покупают в 31 стране

Собственное производство под Москвой, выпускающее даже упаковку, и оригинальная маркетинговая политика: компания не дает рекламу своей продукции и не нанимает торговых представителей в регионах — позволяет марке контролировать затраты и держать умеренные цены, и это еще одно ее конкурентное преимущество и в России, и за рубежом. Зато в качестве мощного средства продвижения работает сарафанное радио, а также фирменные магазины — они уже открылись в Токио, Йокогаме и Гонконге, ожидается открытие в Копенгагене.

В прошлом году на волне антироссийских санкций многие европейские партнеры отказались было сотрудничать с Natura Siberica, и ее европейские продажи резко пошли вниз. Однако в ноябре-декабре ситуация начала сама собой выправляться, перед Рождеством заказы выросли настолько, что компании пришлось отправлять в Германию несколько фур подряд. Но, что еще важнее, на этой волне российской марке удалось заключить контракт с DM — одной из крупнейших европейских сетей, правда, пока на две страны. Тем не менее в компании уже видят новые горизонты бизнеса, планируют запускать новую производственную площадку, подумывают о ребрендинге. Весьма вероятно, что многие европейские партнеры Natura Siberica с энтузиазмом встретят эти планы. Например, дистрибутор в Словении на вопрос, что он думает о российском бренде, сказал: «Я просто люблю эту марку! С каждым днем все больше и больше!»