Стрелец хранит королеву

Ирик Имамутдинов
21 марта 2015, 15:46

Системы охранно-пожарной сигнализации. Разработаны компанией «Аргус-Спектр» из Санкт-Петербурга. Генеральный директор — Сергей Левчук

Согласно статистике, каждая минута задержки начала ликвидации пожара стоит двух человеческих жизней и в среднем около 30 тыс. рублей материальных потерь. Петербургский «Аргус-Спектр» как раз и занимается разработкой приборов, которые должны своевременно обнаружить зарождение чрезвычайной ситуации и передать сигнал спасателям. Во всех регионах страны социальные учреждения (школы, больницы, дома престарелых) подключены к системе автоматического вызова пожарных «Стрелец-мониторинг», разработанной в компании: автоматика самостоятельно вызывает пожарных при первых признаках возгорания, не дожидаясь, пока пожар заметят люди. Благодаря использованию защищенного радиоканала сообщение о возгорании передается в считаные секунды. Пульт в пожарной части в режиме реального времени показывает направление распространения пламени, тем самым помогая спасателям выбрать наилучший способ эвакуации. Статистика МЧС показывает, что за первые три года работы «Стрельца» количество пожаров на оборудованных объектах удалось сократить в семь раз, а число жертв от пожаров — в 14.

«Аргус-Спектр» успешно поставляет противопожарную линейку оборудования системы «Стрелец» и за границу. Экспорт компании достиг 1 млрд рублей, или 40% выручки.

Широкое признание в Европе компания снискала после того, как первой среди аналогичных мировых разработчиков сертифицировала свою беспроводную противопожарную систему в соответствии с требованиями очень жесткого европейского стандарта EN 54, пускающего на рынок объектовое оборудование только с очень низким показателем ложных срабатываний. В компании считают, что для того, чтобы ее продукты были конкурентоспособными у себя на родине, они должны уметь конкурировать и на глобальном рынке, говорит ее генеральный директор Сергей Левчук. Выгоды от экспорта вполне очевидны: это расширение рынка, рост выручки, а значит, и средств, которые можно вложить в новые НИОКР.

Чтобы продукты компании были конкурентоспособны- ми на родине, они должны уметь конкурировать и на глобальном рынке, уверен Сергей Левчук, гендиректор компании «Аргус-Спектр» strel.jpg
Чтобы продукты компании были конкурентоспособны- ми на родине, они должны уметь конкурировать и на глобальном рынке, уверен Сергей Левчук, гендиректор компании «Аргус-Спектр»

На то, чтобы проникнуть на зарегулированный и тяжелый для «чужаков» европейский рынок, ушли долгие десять лет. Первая вылазка оказалась неудачной, но, начав со стратегически ошибочного решения выстроить прежде всего зарубежную торговлю, в компании быстро поняли, что нужно создавать там собственный центр разработок. «Организация просто отдела продаж была просчетом, потому что в таких наукоемких инновационных сегментах, как наш, очень важно чувствовать рынок через разработчиков, знающих его привычки и тонкости. Такие специалисты трансформируют особенности локального рыночного спроса в конкретные технические задания, которые нельзя разработать, сидя в России. Когда мы это поняли, было принято решение о локализации центра разработки в Европе — так появился “Аргус-Секьюрити” в итальянском Триесте, сейчас там работает сто человек», — рассказывает Сергей Левчук. Теперь российские разработчики поставляют в Триест интеллектуальную начинку: инновационные технические разработки, ключевую логику работы оборудования, — а итальянские подбирают к ней «упаковку» по вкусу местных клиентов. Продажи быстро пошли вверх.

Самые большие инсталляции системы — в Великобритании: уже сейчас аргусовские беспроводные системы охраняют замок королевы Елизаветы в Шотландии, университеты Оксфорда и Кембриджа, Лондонскую библиотеку, эсминцы ВМФ —- только в этой стране под их защитой более 70 объектов. Как говорит Глен Джонс, управляющий директор Sterling Safety Systems — компании, установившей в Великобритании многие системы «Аргус-Спектра» (в частности, в рамках крупнейшего здесь проекта на базе беспроводной системы пожарной сигнализации и оповещения в 21-этажном офисе Королевской налоговой и таможенной службы Великобритании, расположенном в Кардиффе), выбор в пользу радиоканального «Стрельца» делается благодаря гибкости его настроек, возможности интеграции с уже функционирующим на объекте проводным оборудованием, экономической эффективности, а также (что стало решающим фактором!) его полному соответствию действующим европейским и британским стандартам пожарной безопасности.

С Гленом Джонсом солидарен член совета директоров австрийской LaborStrauss Стефан Фридл: оснащение зданий беспроводной пожарной сигнализацией осуществляется быстро и без особых сложностей, в первую очередь это актуально для зданий с непрерывной эксплуатацией помещений — ведь монтаж беспроводных приборов осуществляется за считаные минуты. Поэтому, считает Фридл, «Стрелец» находит применение не только в исторических и культурных сооружениях, церквях и музеях, к сохранности которых в Старом Свете особо трепетное отношение, но и на современных объектах с непрерывным режимом работы, таких как библиотеки, отели, детские сады или школы.

Охранно-пожарная сигнализация «Аргус-спектр» продается в трех странах strel_karta.jpg
Охранно-пожарная сигнализация «Аргус-спектр» продается в трех странах

«Позже, — рассказывает Сергей Левчук, — господа конкуренты из Honeywel, а потом и другие, проанализировав характеристики нашей беспроводной системы “Стрелец”, быстро приняли решение закупать ее у нас и перепродавать уже под своим лейблом, отказавшись от проведения собственных аналогичных разработок. Вдумайтесь: люди рискнули и не прогадали, решившись на сотрудничество с русской электронной фирмой. Такие же договоренности есть с компаниями из Великобритании, Австрии, Турции, Австралии и Японии. Поставка русской электроники в Японию — еще недавно это звучало как оксюморон». Теперь в «Аргус-Спектре» думают о локализации производства в Южной Америке. В компании считают такой вариант более предпочтительной формой экспансии, нежели товарный экспорт, поскольку в этом случае можно экономить на импортном тарифе и транспортных расходах, к тому же так лучше чувствуются особенности местного рынка. Разработка новой продукции, естественно, останется в России.