Анабиоз

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
5 апреля 2015, 16:47

Рынок лизинга, как и вся финансовая отрасль, столкнулся с торможением. Однако лизинговые компании пытаются адаптироваться к сложившимся условиям и найти силы, чтобы выжить и развиваться

Стоимость новых договоров лизинга, заключенных в течение 2014 года, сократилась по сравнению с 2013-м на 17,34%. Исходя из этого показателя специалисты Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики сделали вывод, что объем нового бизнеса на лизинговом рынке России в 2014 году составил 1,092 трлн рублей с учетом НДС. На 31 декабря 2014 года портфель лизинговых договоров (без учета их качества и реструктуризации задолженностей) вырос по сравнению с показателем годичной давности на 14,9% в рублях, но сократился на 33,2% в долларовом измерении.

За восемь лет лизинг в России вырос пятикратно 5lizing_graph1.jpg
За восемь лет лизинг в России вырос пятикратно

Иными словами, российский рынок лизинга, как и прочих финансовых услуг, столкнулся с серьезным замедлением. Объемы портфелей пока растут, однако грядет неизбежное изменение как их структуры из-за реакции лизинговых компаний на кризис, так и снижение качества портфелей, что может больно ударить по всей отрасли. Тем не менее у лизинговых компаний есть заметные резервы. Во-первых, производительность труда, которая у российских игроков ниже, чем у зарубежных компаний-аналогов; во-вторых, возможность диверсификации как кредитной базы, так и лизингового портфеля. Но главное — освоение новых рынков и новых услуг.

Время подумать

Рынок лизинга погружался в кризис весь 2014 год. «Ситуация, в которой сейчас оказалась российская экономика в целом, а также инвестиционный процесс и рынок лизинга в частности, прогнозировалась достаточно давно. Уже в начале 2014-го было замечено сокращение объемов продаж на рынке автотранспорта по сравнению с предыдущим годом. Резкое падение цены нефти только усилило процессы торможения экономики, ведь инвестиционные бюджеты формировались исходя из ее стоимости 100 долларов за баррель. Повышение Центробанком ключевой ставки снизило инвестиционную активность большинства хозяйствующих субъектов — рынок инвестиций всегда быстро реагирует на общеэкономическую ситуацию в стране. Экономические и геополитические события 2014 года привели к тому, что и динамика рынка лизинга изменилась в сторону снижения», — комментирует итоги прошедшего года генеральный директор компании «Балтийский лизинг» Дмитрий Корчагов.

«Прошлый год стал особенным не только для лизингового рынка, но и для всей экономики. В связи с санкциями, введенными западными странами по отношению к нашим крупнейшим финансовым институтам, у российской экономики в целом исчезла возможность привлекать дешевое долгосрочное фондирование. Соответственно, в текущей ситуации экономика России напоминает компанию, которая вынуждена жить только за счет собственных средств. От эффективности государственных расходов, в том числе на инфраструктурные проекты, сейчас во многом зависит состояние экономики страны в ближайшей перспективе. Безусловно, все это отразилось и на лизинговом рынке, так как лизинговые компании традиционно имеют невысокую долю собственных средств (достаточность капитала на уровне 10 процентов считается в отрасли высокой), и для них невозможность привлечь финансирование означает невозможность заключать сделки. Вторая существенная тенденция — ухудшение качества заемщиков, как текущих, так и новых, что вынуждает лизинговые компании тщательнее анализировать сделку и перспективы бизнеса клиента, ужесточать требования к финансовому состоянию и обеспечению», — так описывает ситуацию в отрасли генеральный директор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

Автотранспорт стал драйвером рынка лизинга 5lizing_graph2.jpg
Автотранспорт стал драйвером рынка лизинга

Аналогию с кризисом 2008–2009 годов проводят и в «Сбербанк Лизинге». По словам генерального директора компании Кирилла Царева, с одной стороны, идет сокращение инвестиций в основные фонды и, как следствие, сокращение спроса на лизинг. С другой стороны, ожидается ухудшение финансового состояния клиентов и повышение требований банков к лизинговым компаниям. Все это станет для участников рынка серьезным экзаменом.

«Говоря о “выживании”, в первую очередь нужно говорить о качестве существующего портфеля. Если портфель лизингодателя сбалансирован и сформирован с учетом рисков, то компания пройдет этот кризис. Для тех, кто работает в рублевом сегменте, ослабление национальной валюты и, как следствие, рост стоимости уже поставленных предметов лизинга в рублях, особенно импортной техники, приведет к тому, что, по сути, вырастет рыночная стоимость переданных предметов лизинга, за счет чего улучшится обеспечение», — говорят в «Сбербанк Лизинге».

При этом предпосылки для успешного или неудачного прохождения 2015 года были заложены стратегиями лизингодателей в период с 2011-го по 2014 год. Чем агрессивнее была лизинговая компания, чем больше проявляла аппетит к риску — не только с позиций заемщиков, но и с точки зрения ликвидности, соотношения активов и пассивов в валюте, — тем сильнее дадут себя знать последствия изменений в экономике. «Но я верю, что большинство компаний уже имеют опыт преодоления прошлого кризиса, поэтому смогут выдержать и эти невзгоды», — оптимистичен в прогнозах Кирилл Царев. 

Капитала всем не хватит

В ситуации неопределенности, в которой сейчас оказалась российская экономика, можно говорить о текущих вопросах и задачах, которые необходимо решить лизинговым компания. По словам Дмитрия Корчагова, прежде всего это поддержание размера лизингового портфеля, что позволит удерживать текущий уровень доходности, необходимый для инвестиционных программ развития. Одновременно необходимо проводить оптимизацию затрат, повышая производительность труда и эффективность бизнеса в целом.

В качестве примера можно привести компанию «Балтийский лизинг», которая планирует жестко администрировать лизинговый портфель в плане дебиторской задолженности, снизить «аппетиты к риску», отказываясь от крупных сделок, и по мере возможности участвовать в государственных программах поддержки лизинга, в том числе операционного. И при этом делать ставку на новые продукты, направленные на диверсификацию рисков. В частности, «Балтийский лизинг» считает успешным опыт сотрудничества компании с МСП банком — одним из немногих, кто не приостановил финансирование и не поднял ставки по действующим кредитам.

Во-вторых, компаниям необходима более глубокая дифференциация лизингового и кредитного портфелей — для повышения устойчивости лизингодателей. Речь идет о сокращении доли корпоративного бизнеса и наращивании доли розницы. Говоря о кредитном портфеле, нужно упомянуть развитие отношений с новыми банками-кредиторами и освоение механизма облигационного заимствования на внешнем рынке. Как считает Дмитрий Корчагов, в ближайшие годы путь публичных долгосрочных заимствований — один из наиболее перспективных, именно он поможет сделать бизнес лизинговых компаний максимально устойчивым к внешним изменениям.

Видят перспективу облигационного рынка и в «ТрансФин-М»: для повышения своей устойчивости компания еще в 2014 году рефинансировала портфель облигаций на сумму 25 млрд рублей, в результате чего пики погашения сместились на 2024–2025 годы. Кроме того, в декабре прошлого года компания разместила выпуск облигаций, конвертируемых в акции, на сумму 3 млрд рублей, а до конца текущего полугодия планирует разместить еще один выпуск на 3,5 млрд рублей.

По словам Дмитрия Зотова, «ТрансФин-М» активно работает с банками как в части сохранения действующих кредитных ставок, так и по открытию новых кредитных линий. Начал «ТрансФин-М» работать и с китайскими финансовыми организациями — Bank of China и China Construction. Помимо привлечения ресурсов компания корректирует свою стратегию в отношении целевых сегментов клиентуры: главная цель — сфокусироваться на импортозамещающих отраслях и развитии операционного бизнеса.

«Сбербанк Лизинг» предлагает в текущих условиях обратиться к опыту кризиса 2008–2009 годов. В частности, это означает наличие как проектов для малого бизнеса, так и крупных сделок. Безусловно, и тех и других контрактов станет меньше, чем два-три года назад, но продукт для платежеспособного клиента окажется более привлекательным. Вряд ли он станет дешевле, чем год назад, зато вырастет уровень сервиса и качество предоставления услуги. Тем самым, несмотря на сокращение объемов бизнеса, лизинг как финансовый инструмент должен и будет развиваться в 2015 году.

Сохранить клиента

«В настоящее время уже можно оценивать платежную дисциплину наших клиентов после имевших место колебаний в экономике, — говорит Дмитрий Корчагов. — Можно сказать, что просроченная задолженность выросла, но не критично. Пока все находится в пределах наших оценок ситуации и в рамках начисленного резерва. Возможно, что клиенты еще не в полной мере ощутили на себе кризис ликвидности. А возможно, повлияла переоценка стоимости имущества ввиду инфляции национальной валюты. Многие наши клиенты стараются выкупить имущество, приобретенное в 2012–2014 годах, поскольку аналогичное, но новое значительно выросло в цене». По его словам, если ситуация с банковским финансированием не улучшится, то серьезных проблем стоит ожидать ближе к осени текущего года. Значимым индикатором станет платежная дисциплина клиентов — ее состояние можно будет точно оценить уже в конце второго квартала.

В текущих условиях наибольшее значение приобретает ликвидность предмета лизинга, отмечает господин Корчагов. Наиболее ликвидными видами имущества являются автотранспорт и некоторые виды спецтехники. Корректируя специальные программы и создавая новые, большинство лизинговых компаний применяют стандартный набор мер, характерных для сложных периодов в экономике: увеличивают аванс, сокращают сроки финансирования, проводят более детальный анализ клиентов. От ряда наиболее рисковых продуктов пришлось отказаться, а также снизить лимиты и сократить сроки выборки по ряду ранее установленных лимитов.

«Балтийский лизинг» обновил розничные программы по основным типам предлагаемого имущества. В итоге его розничные продукты, с одной стороны, обеспечивают доступность финансирования для новых клиентов, с другой — их ответственность за свою финансовую устойчивость.

Похожим путем идут и в «ТрансФин-М». В частности, по действующим договорам компания намерена пересматривать ставки только в случае увеличения ставки со стороны банка, который профинансировал проект, — и в итоге выполнять роль буфера между клиентом и банком. Помимо этого в «ТрансФин-М», чтобы удержать клиентов, ведут с ними активные переговоры о сохранении ставок на прежнем уровне. В текущей ситуации любое увеличение ставки может только усугубить ситуацию для клиента и привести к неплатежам.

Диверсификация породит рост

По оптимистическому прогнозу «ТрансФин-М», в 2015 году падение объема новых сделок составит порядка 20%, при этом на конечную цифру объема сделок повлияет рост стоимости приобретаемого имущества — в ценах 2014 года падение было бы, безусловно, более существенным. В 2015 году нет экономических факторов для роста авиационного и железнодорожного сегментов; возможно, здесь объем будет формироваться за счет «переупаковки» ранее проведенных сделок.

По мнению Дмитрия Корчагова, в будущем году будут развиваться те отрасли, которые получат государственную поддержку, — в том числе отечественный автопром, сельское хозяйство, оборонный комплекс, инновационные производства, инфраструктурные строительные проекты (к примеру, возведение моста через Керченский пролив). По его словам, в сегменте лизинга автотранспорта возможно повторение ситуации, которая знакома по 2008–2009 годам. Автосалоны уже ощущают снижение продаж в связи с ростом цен на свой товар и общим падением спроса. Дополнительное влияние на снижение спроса в первом квартале 2015 года оказали ажиотажные покупки автомобилей в конце 2014-го. Восстановление спроса возможно во втором полугодии текущего года. Помочь в его стимулировании могут также госпрограммы по поддержке автопроизводителей, принятые Минпромторгом. Отдельным сегментом, который поддержит лизинговый рынок, могут стать сделки на вторичном авторынке. Однако существенно скорректировать динамику рынка и стать драйвером роста они не смогут.

Развитие рынка лизинга оборудования зависит от увеличения количества производств, ориентированных на импортозамещение. В 2015 году многие лизинговые компании отказались финансировать покупку оборудования. Тем не менее в «Балтийском лизинге» выражают готовность реализовать инвестиционные программы в различных отраслях, в том числе и на специальных условиях экспресс-лизинга оборудования по упрощенной процедуре с минимальным пакетом документов.

Ренкинг лизинговых компаний по итогам 2014 года 5lizing_tablica.jpg
Ренкинг лизинговых компаний по итогам 2014 года

«Критерий выживания — качественный портфель»

«Эксперт» обсудил ситуацию на рынке лизинга и его перспективы с генеральным директором ОАО «ВТБ Лизинг» Андреем Коноплевым.

 

— Какие ключевые события произошли на рынке в 2014 году?

— В целом к значимым событиям для рынка можно отнести отсутствие ликвидности, повышение Банком России ключевой ставки в течение одного квартала с восьми до 17 процентов, а также стремительное обесценивание рубля.

Знаковым для железнодорожного сегмента в 2014 году стало принятие правительством страны нового, более расширенного и доработанного документа в рамках стимулирования покупки инновационного подвижного состава, а также предоставление скидки на тариф при порожних рейсах. Однако к оживлению рынка в четвертом квартале минувшего года это не привело: крупные сделки не заключались.

Изменения затронули рынок автолизинга. Несмотря на негативный фон, по итогам прошлого года некоторые автомобильные бренды продемонстрировали положительную динамику на падающем рынке. Основной пик продаж в 2014-м пришелся на четвертый квартал: в декабре зафиксировано рекордное количество продаж транспорта, а также лизинговых сделок. Ажиотажный спрос на автомобили подстегнул лизинговый рынок, количество сделок в «ВТБ Лизинге» по сравнению с предыдущим периодом выросло в среднем на 40 процентов.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться лизинговый рынок в 2015 году?

— Текущие экономические условия — санкции, принятые США и рядом западных стран, закрытие доступа на рынки иностранного капитала, что привело к высокому уровню стоимости денежных ресурсов и усилению инфляции, — в совокупности негативно влияют на рынок лизинговых услуг. В нынешних условиях даже для крупного бизнеса предлагаемые процентные ставки являются запредельными с точки зрения реализации крупных инвестпроектов.

В железнодорожной отрасли несоответствие лизинговых платежей и доходности рынка перевозок приведет к новой волне реструктуризации и консолидации рынка. Указанные факторы вынуждают отдельных игроков отказываться от подвижного состава и ухудшать свои рыночные позиции. По нашим прогнозам, основной спрос на рынке подвижного состава будут формировать, как и прежде, кэптивные компании крупнейших вагоностроителей.

Падение объемов авиаперевозок и изменившиеся условия сотрудничества с иностранными авиапроизводителями (в том числе вследствие санкций) привели к пересмотру крупнейшими игроками отрасли прежних планов по обновлению флота. Мы не ожидаем существенного изменения в этом сегменте в 2015 году, его ждет закономерное снижение активности по сравнению с 2014-м.

Но даже при пессимистических сценариях развития экономики в этом году можно прогнозировать незначительный рост в сегменте автолизинга у крупных лизинговых компаний. Большая часть розничных лизинговых игроков снизит объемы выдачи, часть уйдет с рынка полностью. На фоне падения продаж автомобилей, в среднем до 30 процентов, наблюдается интерес к лизингу со стороны тех клиентов, которые ранее приобретали автотранспорт на собственные средства.

Поддерживать рынок будут бюджетные автомобили, а также легкий коммерческий транспорт и среднетоннажные грузовики. Положительное влияние здесь могут оказать государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, большие инфраструктурные проекты.

С начала года в «ВТБ Лизинге» отмечается перераспределение спроса покупателей в сторону отечественных производителей и вторичного рынка автомобилей. При этом происходит увеличение количества лизинговых сделок — в январе их число выросло на 45 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Рассматриваете ли вы возможность покупки лизинговых компаний либо их портфелей в текущем году?

— Мы рассматриваем приобретение таких компаний или их портфелей как возможное направление развития, однако внимательно анализируем качество портфелей, сопутствующие юридические, имущественные, налоговые и иные риски. С учетом падения рынка и сложности организации долгосрочного фондирования для лизинговых компаний можно ожидать увеличения таких предложений.

— Пересматривали ли банки ставки по уже действующим договорам?

— Ставки по действующим договорам «ВТБ Лизинга» с банками не пересматривались.

— Каковы, на ваш взгляд, критерии выживания и успешности лизинговых компаний в 2015 году?

— На наш взгляд, критерии выживания и успешности лизинговых компаний — это, во-первых, качественный портфель с точки зрения кредитных, валютных, процентных рисков. Во-вторых, сбалансированность активов и пассивов. В-третьих, достаточная ликвидность, доступ к источникам фондирования. Лишь эффективное совокупное управление всеми тремя этими аспектами позволит лизинговым компаниям успешно пережить кризисный период.

Мы видим развитие нашей компании в таких направлениях, как лизинг автомобильного транспорта и спецтехники. Возможно также участие в государственных программах, продолжение работы в традиционных для компании сегментах.

— Как кризис повлиял на продуктовую линейку компании?

— До настоящего кризиса флагманами российского лизинга, в том числе и для «ВТБ Лизинга», были авиа- и железнодорожный лизинг. В настоящий момент большая доля нового бизнеса приходится на автолизинг и лизинг спецтехники, возвращается аренда подвижного состава.

Несмотря на ситуацию, сложившуюся в российской экономике, у «ВТБ Лизинга» сохраняются одни из самых лояльных на рынке условий для финансовой аренды автотранспорта. Сформированная в течение 2014 года продуктовая линейка на сегодняшний день сохраняется. Изменения коснулись только отдельных параметров, которые были приведены в соответствие с ростом цен на автомобили. По ряду продуктов была увеличена максимальная стоимость предмета лизинга и остаточная сумма финансирования. В линейке экспресс-продуктов был снижен на несколько пунктов минимальный размер аванса.

«ВТБ Лизинг» планирует продолжать сотрудничество с дилерами и автопроизводителями в выработке программ, способных сделать приобретение транспорта в лизинг более доступным и выгодным.

— Какие изменения происходят в работе компании из-за девальвации рубля?

— В компании внедряются более строгие процедуры управления валютным риском и риском ликвидности, что отражает рост данных рисков в связи с изменившимися внешними условиями. Усиливаются требования в части контроля валютных рисков, происходит переход на рублевое фондирование.

— Какова сейчас платежная дисциплина клиентов, заключивших валютные договоры?

— Резкое увеличение курсов валют, безусловно, отразилось на клиентах с валютными договорами лизинга — их платежи значительно выросли. У некоторых клиентов возникли проблемы с платежеспособностью. В этих условиях обсуждаются наиболее приемлемые и целесообразные варианты: реструктуризация платежей на различных принципах, возможно, с изменением структуры сделки, либо отказ от использования имущества и его реализация, поиск новых получателей и так далее.