Осеннее обострение

12 октября 2015, 00:00

В условиях падения автомобильного рынка сокращается общее число продаваемых в России моделей. Однако некоторые производители в кризис даже усиливают маркетинговую активность, нацеливаясь на увеличение доли на рынке

Продажи премиальных автомобильных брендов упали с начала года на 21%, массовых марок — на 35%

Тяжелые времена на российском автомобильном рынке, к сожалению, продолжаются. Правда, к концу лета из-за туч немного проглянуло солнце: рынок слегка притормозил падение — по итогам августа суммарные продажи новых автомобилей в стране сократились до 138,6 тыс. единиц, что лишь на 19,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это самое незначительное снижение за весь текущий год: весной сокращение продаж в отдельные месяцы, если сравнивать с показателями 2014-го, превышало 40%.

На такое замедление падения во многом повлияли многочисленные акции и скидки, которые продолжались на рынке во второй половине лета. Наряду с этим покупатели стремились приобрести автомобили до ожидаемого подорожания. И оказались правы. После колебаний курса рубля в августе большинство автопроизводителей в сентябре подняли цены. Так что осенью, скорее всего, уже не стоит ждать показателей продаж на уровне конца лета: среднее падение в осенние месяцы на авторынке может достичь 40 и даже 50% по сравнению с прошлым годом.

В целом же за январь–август 2015 года в России было продано 1,051 млн легковых автомобилей, на 33,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Что же касается участников рынка, то, по оценкам аналитического агентства «Автостат», автомобили премиального сегмента сейчас по-прежнему продаются лучше, чем массовые бренды: за восемь месяцев 2015-го было реализовано 99,9 тыс. автомобилей премиум-марок, что на 21% меньше аналогичного показателя прошлого года. При этом три бренда показали положительную динамику: Porsche (+23,0%), Lexus (+14,6%), Acura (+1,0%), см. график 2.

Продажи авто премиум-сегмента сократились на 21% zzzzzzzzzzzzzzzzzzzauto_graph2.jpg
Продажи авто премиум-сегмента сократились на 21%

В то же время объем продаж автомобилей массовых марок сократился в среднем на 35%, до 910,9 тыс. единиц. Здесь лишь УАЗ показал положительную динамику (+7,3%). Лучше рынка выглядят Hyundai (–11,2%), Kia (–15,7%), Lada (–26,5%) и Škoda (–34,6%). Остальные ведущие массовые бренды продаются хуже среднерыночных показателей. Совсем неважно обстоят дела у Honda (–75,4%), Great Wall (–73,8%), Peugeot (–72,8%), Citroën (–71,7%), SsangYong (–71,4%), Chery (–70,5%), Opel (–68,3%), Suzuki (–65,5%), см. график 1. 

Продажи авто массовых брендов упали в среднем на 35% zzzzzzzzzzzzzzzzzzzauto_graph1.jpg
Продажи авто массовых брендов упали в среднем на 35%

Модельный бизнес

Прискорбно, но в условиях падения рынка производители начали сокращать модельный ряд в России. По данным агентства «Автостат», если в 2014 году на российском авторынке официально продавались 388 моделей 56 брендов, то сейчас их число сократилось до 306, на 20%. Уменьшился и набор представленных в России брендов: их стало 49.

В частности, полностью ушли с рынка Dodge, Luxgen, а также украинские ZAZ и Bogdan. Из остающихся брендов кардинально порезал свой модельный ряд Chevrolet — теперь у нас не будут продаваться модели Aveo, Cruze, Orlando и Captiva. Opel обещает полностью уйти из России к концу года, а значит, в салонах уже не будет машин Antara, Astra, Insignia, Meriva и Zafira. Honda прекратила в России продажи моделей Civic, Accord, Crosstour и внедорожника Pilot. Мazda перестала завозить Mazda 2, Mazda 5 и Mazda MX-5. Ford решил закрыть в России продажи минивэнов Galaxy и S-MAX, пикапа Ranger и кроссовера Edge. Французская Renault прекратила продажи минивэна Scenic, а Citroën больше не завозит хетчбэк Citroën DS5. Nissan перестал продавать пикапы NP300 и Navara, корейская Hyundai вывела с рынка бизнес-седан Grandeur.

Впрочем, есть и противоположные примеры. В условиях кризиса и ослабления конкуренции некоторые автопроизводители, наоборот, пытаются пробить дорогу к российским потребителям. Например, этой осенью на российском рынке должен появиться новый китайский бренд Zotye, который начинает продавать свои кроссоверы, часть из них будут собираться методом крупноузловой сборки в Елабуге (Татарстан). Другая китайская компания, Foton, объявила о выводе на российский рынок внедорожников и пикапов, которые начнет продавать здесь в следующем году. Еще одна китайская компания, BAW, объявила о планах создания в России нового автомобильного бренда легких коммерческих грузовиков, а также внедорожников, которые будут производиться в Ульяновске. Узбекское СП GM Uzbekistan в октябре выводит на российский рынок новый бренд Ravon. Одновременно несколько давно присутствующих в России автомобильных компаний подтвердили свои планы обновить модельный ряд.

Японские новинки

К одной из основных премьер этой осени в России можно отнести начало продаж нового поколения кроссовера Suzuki Vitara. Модель с таким названием японская компания выпускает вот уже 26 лет, но сейчас концепция серьезно изменилась.

Новая Suzuki Vitara стала более броской, однако уменьшилась в размерах zzzzzzzzzzzzzzzzzzzauto4.jpg
Новая Suzuki Vitara стала более броской, однако уменьшилась в размерах

В первую очередь японцы решили кардинально освежить дизайн: машина помолодела, стала выглядеть более броско и молодежно. Кузов теперь имеет 14 цветовых комбинаций, причем можно заказать варианты с модной сейчас двуцветной окраской: например, оранжевый металлик с белой крышей или бирюзовый металлик с черной крышей. Внутри тоже много вариантов для персонализации: на выбор четыре цветовые накладки на переднюю панель. Есть возможность подобрать вариант циферблата часов в центральной панели: один из вариантов — часы в традиционном японском стиле с иероглифами.

Что касается конструкции, то новая Vitara будет комплектоваться только 1,6-литровым мотором (117 л. с.), коробка передач — шестиступенчатый «автомат» или пятиступенчатая «механика». Как и у большинства кроссоверов на рынке, доступна модификация либо с передним приводом, либо с подключаемым полным приводом (так называемый All Grip), что, как показал текст-драйв для журналистов в окрестностях Таллина, позволяет довольно бойко штурмовать легкое бездорожье.

Однако есть жирный потребительский минус: новая модель Vitara ощутимо уменьшилась в размерах. Теперь она относится к самым компактным кроссоверам — так называемым кроссоверам В-класса (ее конкурентами теперь станут Nissan Juke, Ford Eco Sport и Peugeot 2008).

У потребителя такое понижение в размерном классе, скорее всего, вызовет когнитивный диссонанс: Suzuki Vitara традиционно выступала конкурентом более вместительных кроссоверов вроде Toyota RAV 4 или Nissan Х-trail. Однако теперь в модельном ряду Suzuki на более высокую ступеньку передвинулся другой кроссовер — SX4, который относится уже к кроссоверам С-класса. Что еще больше спутывает карты, ведь прежний SX4 был компактнее Vitara, и получается, что теперь эти две машины как бы поменялись местами. И это несмотря на то, что привычная модель Grand Vitara будет по-прежнему продаваться в России. По словам Александра Федорова, координатора продукта Suzuki в России, «старая» Grand Vitara будет оставаться на конвейере исключительно для российского рынка. Словом, потребителю непросто будет разобраться в перестановках в модельном ряду Suzuki.

Еще один немаловажный момент: новая Vitara при меньших размерах стоит дороже, чем более вместительный SX4. Цены на новинку начинаются с 985 тыс. рублей за модификацию с передним приводом и механической коробкой передач. А вариант с полным приводом и «автоматом» доступен начиная с 1,275 млн рублей. Новый SX4 с автоматической коробкой и полным приводом предлагается сейчас за миллион рублей с небольшим. Да, SX4 по дизайну менее интересен, но это более вместительная машина, к тому же более доступная. Однако представители Suzuki убеждены, что новая Vitara будет хорошо встречена потребителями. Предполагается, что в этом году 40% продаж Suzuki в России придется именно на эту модель, а в следующем году эта доля увеличится до 60–70%.

Сколько машин Vitara компания Suzuki планирует продать в России в абсолютных величинах, японцы умалчивают. По итогам прошлого года Suzuki продала в России 19,9 тыс. машин, что на 28% меньше, чем в 2013 году. А за восемь месяцев текущего года продано всего 4,2 тыс. автомобилей, что на 65% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Чешский бизнес-класс

Не отложила в связи с кризисом планы обновления модельного ряда в России и чешская Škoda. В целом ее продажи просели сильнее рынка: минус 35% за январь؎август текущего года (36,5 тыс. машин). Однако оптимизм внушает сбыт отдельных моделей. Производящаяся в Калуге бюджетная модель В-класса Rapid по итогам восьми месяцев текущего года увеличила продажи почти на 50% (до 15,6 тыс. машин).

Škoda приурочила вывод новой модели Superb к своему 120-летию zzzzzzzzzzzzzzzzzzzauto2.jpg
Škoda приурочила вывод новой модели Superb к своему 120-летию

Этот успех во многом связан с гибкой ценовой политикой: компания не спешит повышать цены, дает скидки и привлекательные предложения. «Российский рынок стратегически важен для нас, мы готовы терпеть временные убытки, чтобы удерживать свои позиции на рынке и даже завоевывать новые», — говорит Любомир Найман, руководитель марки Škoda в России.

Представители Škoda подчеркивают, что нынешний год в России для них проходит под знаком юбилейного празднования 120-летия марки. Škoda была основана 120 лет назад в чешском городе Млада-Болеслав, когда здесь появилась фирма Laurin & Klement, которая стартовала с производства велосипедов, а чуть позже, в 1905-м, начала выпускать и автомобили. Уже к 1910 году марка стала их крупнейшим производителем во всей Австро-Венгрии, а модель Voiturette успешно конкурировала с машинами марки Benz. В 1925 году компания слилась с крупнейшим чешским машиностроительным предприятием Škoda, от которого автомобильная марка получила свое название. А в 1991 году вошла в немецкий концерн Volkswagen. Кстати, в Россию марка начла поставлять свои автомобили в 1917 году.

К юбилею Škoda приурочила вывод на российский рынок своего флагмана — модели Superb третьего поколения. Машина изменилась как внешне, так и по габаритам: у нее заметно (на 80 мм) увеличилась колесная база, и по этому показателю машина превосходит даже Volkswagen Passat. Впервые у нового Superb появился трехзонный климат-контроль; из интересных электронных опций в машине также стоит отметить активный круиз-контроль, который может довольно успешно в автоматическом режиме двигать автомобиль в транспортных пробках. Обращает на себя внимание и система автоматического торможения при выезде задним ходом с перпендикулярной парковки, когда датчики сами заметят приближающийся сбоку объект и машина «ударит по тормозам».

В России Škoda Superb будет продаваться только с бензиновыми двигателями, однако появится возможность выбора между автомобилями с передним и полным приводами (1,4-литровый двигатель будет выдавать мощность 125 и 150 л. с., 1,8-литровый — 180 л. с., двухлитровый развивает мощность 220 и 280 л. с.). При этом возможен выбор между автоматической DSG-коробкой и «механикой». Цены уже объявлены: в базовой комплектации 125-сильный Superb стоит около 1,2 млн рублей, это вполне конкурентное предложение. Новинка будет сражаться в размерном классе D с Toyota Camry, Nissan Teana, Volkswagen Passat, Ford Mondeo и Mazda 6. Стоит, правда, отметить, что пока Superb в своем классе не достигал высоких показателей: по итогам прошлого года в России он занял лишь десятое место в своем сегменте — за 2014 год было продано только 3,7 тыс. машин, в то время как у лидера сегмента Toyota Сamry этот показатель почти в 10 раз выше: 34 тыс. машин. Но с выводом на рынок новой модели чешский автопроизводитель рассчитывает сократить разрыв.

Корейцы увеличивают долю

Несмотря на общее падение рынка, усиливает натиск корейская Kia. Одна из последних ее новинок — обновленная Kia Сeed, доля которой в своем сегменте (так называемом гольф-классе или размерном классе С) растет, несмотря на кризис. По словам представителей корейской компании, в 2014 году доля этого автомобиля составляла 8% продаж в своем сегменте, но сейчас выросла почти до 14%.

Доля Kia Ceed в своем сегменте выросла за последний год с 8 до 14% zzzzzzzzzzzzzzzzzzzauto3.jpg
Доля Kia Ceed в своем сегменте выросла за последний год с 8 до 14%

Таким образом, если еще года два назад в размерном классе С корейцы играли второстепенные роли, то сейчас в этом сегменте Kia уже вырвалась на первое место, во многом за счет ослабления конкурентов. «Раньше одними из основных конкурентов модели Ceed были Chevrolet Cruze и Opel Astra. Сейчас GM выводит эти модели с российского рынка, поэтому у нас есть шанс занять освободившееся место, — говорит Кирилл Касин, руководитель отдела развития Kia в России. — Вообще, кризис в России для нас время новых возможностей. В кризис 2008-го марке Kia удалось существенно закрепить позиции в России — тогда мы поднялись с 11-го до пятого места в рейтинге продаж. Вот и с начала этого года мы вывели на российский рынок уже пять обновленных моделей и одну совершенно новую».

Обновленная Ceed предлагается в версиях пяти- и трехдверного хетчбэка, в кузове универсал, а также в спортивных GT. Изменения незначительно затронули интерьер и экстерьер модели (новая форма решетки радиатора, задних фонарей и проч.). Главное — на машине появились новые двигатели объемом 1,6 и 1,4 л и трансмиссия (шестиступенчатая коробка с двойным сцеплением), которые, как показал тест-драйв для журналистов, делает машину еще более динамичной, управляемой и экономичной.

Одновременно появились новые опции. Особенно стоит отметить усовершенствованную систему автоматической парковки, активировав которую машина может в автоматическом режиме парковаться как параллельно, так и перпендикулярно. И делает это, как показал тест-драйв, вполне успешно.

Важно отметить, что при всех упомянутых усовершенствованиях Kia решила совсем незначительно поднять цену на новую модель: не более чем на 10%. В Kia говорят, что сейчас они готовы продавать автомобили себе в убыток, лишь бы завоевывать новые позиции на рынке. По итогам прошлого года компания продала около 20 тыс. новых Kia Ceed. В этом году, с учетом общего сокращения рынка, Kia рассчитывает как минимум сохранить продажи на том же уровне, а может быть, даже превысить их.