Осеннее обострение

Эксперт-авто
Москва, 12.10.2015
«Эксперт» №42 (961)
В условиях падения автомобильного рынка сокращается общее число продаваемых в России моделей. Однако некоторые производители в кризис даже усиливают маркетинговую активность, нацеливаясь на увеличение доли на рынке

Тяжелые времена на российском автомобильном рынке, к сожалению, продолжаются. Правда, к концу лета из-за туч немного проглянуло солнце: рынок слегка притормозил падение — по итогам августа суммарные продажи новых автомобилей в стране сократились до 138,6 тыс. единиц, что лишь на 19,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это самое незначительное снижение за весь текущий год: весной сокращение продаж в отдельные месяцы, если сравнивать с показателями 2014-го, превышало 40%.

На такое замедление падения во многом повлияли многочисленные акции и скидки, которые продолжались на рынке во второй половине лета. Наряду с этим покупатели стремились приобрести автомобили до ожидаемого подорожания. И оказались правы. После колебаний курса рубля в августе большинство автопроизводителей в сентябре подняли цены. Так что осенью, скорее всего, уже не стоит ждать показателей продаж на уровне конца лета: среднее падение в осенние месяцы на авторынке может достичь 40 и даже 50% по сравнению с прошлым годом.

В целом же за январь–август 2015 года в России было продано 1,051 млн легковых автомобилей, на 33,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Что же касается участников рынка, то, по оценкам аналитического агентства «Автостат», автомобили премиального сегмента сейчас по-прежнему продаются лучше, чем массовые бренды: за восемь месяцев 2015-го было реализовано 99,9 тыс. автомобилей премиум-марок, что на 21% меньше аналогичного показателя прошлого года. При этом три бренда показали положительную динамику: Porsche (+23,0%), Lexus (+14,6%), Acura (+1,0%), см. график 2.

В то же время объем продаж автомобилей массовых марок сократился в среднем на 35%, до 910,9 тыс. единиц. Здесь лишь УАЗ показал положительную динамику (+7,3%). Лучше рынка выглядят Hyundai (–11,2%), Kia (–15,7%), Lada (–26,5%) и Škoda (–34,6%). Остальные ведущие массовые бренды продаются хуже среднерыночных показателей. Совсем неважно обстоят дела у Honda (–75,4%), Great Wall (–73,8%), Peugeot (–72,8%), Citroën (–71,7%), SsangYong (–71,4%), Chery (–70,5%), Opel (–68,3%), Suzuki (–65,5%), см. график 1. 

Модельный бизнес

Прискорбно, но в условиях падения рынка производители начали сокращать модельный ряд в России. По данным агентства «Автостат», если в 2014 году на российском авторынке официально продавались 388 моделей 56 брендов, то сейчас их число сократилось до 306, на 20%. Уменьшился и набор представленных в России брендов: их стало 49.

В частности, полностью ушли с рынка Dodge, Luxgen, а также украинские ZAZ и Bogdan. Из остающихся брендов кардинально порезал свой модельный ряд Chevrolet — теперь у нас не будут продаваться модели Aveo, Cruze, Orlando и Captiva. Opel обещает полностью уйти из России к концу года, а значит, в салонах уже не будет машин Antara, Astra, Insignia, Meriva и Zafira. Honda прекратила в России продажи моделей Civic, Accord, Crosstour и внедорожника Pilot. Мazda перестала завозить Mazda 2, Mazda 5 и Mazda MX-5. Ford решил закрыть в России продажи минивэно

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (961) 12 октября 2015
    Московские раскопки
    Содержание:
    Показательно-карательное банкротство

    Правительство объявило о предстоящем банкротстве крупнейшего авиаперевозчика страны — компании «Трансаэро», что обернется неизбежными потерями как для отрасли авиаперевозок, так и для потребителей. Однако катастрофы могло и не быть, если бы ранее правительство не самоустранилось от решения системных проблем отрасли гражданских авиаперевозок

    Потребление
    Реклама