«Хорошая улица как чистый воздух. Ее не замечают»

Общество
Москва, 16.11.2015
«Эксперт» №46-47 (965)
Программа реконструкции столичных улиц преследовала благие цели, но реализовывалась порочными методами. И проблема не только в дизайне и стиле строительства, но и в непроработанности культурных, социальных и экономических оснований для реализации проектов

Столичное правительство развернуло масштабную программу по реконструкции улиц. Этим летом начали с 30 улиц в центре города: тротуары были кардинально расширены, пространство для автомобилей резко сократилось, вместо асфальта была уложена дорогая гранитная плитка, появились велодорожки. Программа была неоднозначно воспринята москвичами (см. журнал «Эксперт» № 42 от 12–18 октября 2015 года), однако будет продолжена – за 4 года на нее будет потрачено более 126 миллиардов рублей.

О дизайне новых улиц, методах реализации программы и экономической подоплеке «пешеходизации» центра мы поговорили с ректором архитектурной школы МАРШ Евгением Ассом и ведущим преподавателем модуля «Проблемы урбанизма» МАРШа Надеждой Нилиной.

«Это была форма оккупации»

— Реконструкция улиц в центре Москвы вызвала много негатива. Автомобилисты возмущены уничтожением парковочных мест и сокращением количества полос на дорогах. Жители были измучены вечной стройкой. Многие считают, что тратить миллиарды рублей на замену тротуаров в разгар экономического кризиса неэтично. Как вы думаете, сама идея реконструкции улиц правильна?

— Евгений Асс: Создание города, более приемлемого для пешехода, мне кажется, правильной целью. Приоритет пешехода в городе даже не обсуждается в международной урбанистической практике. В последние десятилетия это везде так. За исключением, возможно, постсоциалистических стран, где автомобиль остается статусной вещью, измерителем достоинства.

Много лет выступая на разных собраниях, я говорю: «Я профессиональный пешеход». Исходя из этой презумпции и защищаю интересы пешеходов. Если говорить о развитии города, то я поддерживаю все, что касается перспектив сокращения автомобильного транспорта, увеличения пешеходной активности, улучшения общественного транспорта и всяческого приспособления города для нужд пешехода. Поскольку люди рождаются пешеходами и умирают пешеходами (за исключением тех, кто умирает в автомобильных катастрофах), я считаю, что это нормальное состояние человека.

— Надежда Нилина: В МАРШе мы делаем целый учебный курс, посвященный улицам. Так что уже поэтому мы являемся адвокатами того, что улицы надо делать.

— Понятно: цель была благая. А средства ее реализации?

— Е. А.: С точки зрения строительного производства это был ад. Абсолютно бесчеловечно. Люди не были не то что вовлечены в дискуссию, их даже элементарно не уведомили о несчастьях, которые их ожидают. Это было абсолютно безграмотно. И в момент строительства я проклинал тот момент, когда вообще выступал за создание этих улиц. Потому что, как кто-то справедливо заметил, это была такая форма оккупации. Жители районов были жертвами, а город захватили толпы каких-то войск в оранжевых жилетах и с грейдерами, которые тебя не видят вообще. Хорошо, если не убьют …

- Н. Н.: Хотя статистика травмопунктов не обнародована.

- Е. А.: Великий Кевин Линч писал о том, что любые городские реконструкции весьма травматичны для населения. Для того чтобы предотвратить психические травмы, необходимы специальные м

У партнеров

    «Эксперт»
    №46-47 (965) 16 ноября 2015
    Прифронтовое небо
    Содержание:
    Вместо отдыха — эвакуация

    Авиакатастрофа в Египте стала очередным ударом по российской туристической отрасли. Прямых компенсаций от государства туркомпании не получат. Более предпочтительны госинвестиции в развитие инфраструктуры внутреннего туризма

    Тема недели
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Пенсионный рынок
    Реклама