Рождественская бизнес-сказка

На рынке есть условия для того, чтобы средний бизнес не только пережил текущий кризис и отсутствие деятельного интереса государства к развитию экономики, но и создал основу для своего процветания в будущем

Сейчас стало модно рассуждать о «новой нормальности». Дескать, следует быть скромнее в своих потребностях и притязаниях, приспосабливаться к тому, что никогда уже не вернутся такие высокие темпы роста экономики, как раньше, спрос, в том числе потребительский, неуклонно снижается, и это надолго. Некоторые и приспосабливаются. По рынку ходят грустные истории вроде такой: «Жила-была одна компания, выпускающая двери. На волне потребительского бума она делала их из дуба. Потом настали тяжелые времена, и они стали делать двери из сосны. А сейчас им открылась истина: за ту цену, которая обеспечит им выживание, они сейчас и сосну потребителям продать не смогут. И перешли они на шпон…»

В ближайшее время таких историй, скорее всего, будет еще больше. Во всяком случае, ежегодный опрос более чем 200 компаний* показал, что в 2015 году половина из них сократили или вовсе отказались от инвестиций, а роста выручки ожидали всего 37% — против 46% годом ранее (см. графики 1 и 2). Доля нерентабельных компаний выросла, соответственно, с 24 до 38%. Понятно, что в этой ситуации многие стараются выжить, бездумно «срезая косты» за счет качества продукта. И такой подход имеет право на существование, но только не для тех, кто нацелен на долгосрочное развитие. Последним же, как ни крути, надо верить оптимистическим прогнозам и настраиваться на возможный всплеск спроса.

Плывет, плывет кораблик…

«Счастливое время ожидает нас в 2018 году, — уверен отечественный гуру стратегического менеджмента, управляющий ГК «Институт тренинга АРБ Про» Сергей Макшанов. С этого момента, по его прогнозу, начнется новый всплеск спроса, обусловленный несколькими причинами, прежде всего массовым появлением на рынке товаров нового технологического поколения. Так, на 2018 год большинство мировых автомобильных концернов запланировали начало выпуска беспилотных автомобилей (за исключением «Тойоты», отодвинувшей его на 2020 год). К этому же времени созреет спрос на миллионы 3D-принтеров, которые даже в России сегодня выпускают широкий спектр продуктов — от пресс-форм до стоматологических и ювелирных изделий. Стройиндустрии, вплотную подошедшей к воплощению идеи «умного» и предельно экологичного дома, во всяком случае в Европе, потребуются в большом объеме новые отделочные и строительные материалы. Наконец, все домохозяйства накроет спрос на инновационные фармпрепараты, связанные с омоложением организма, лечением орфанных и онкологических заболеваний, разработка и клинические испытания которых идут уже сейчас. «Это будет похоже на волну 1950–1960-х годов, когда один за другим пошли радиолы, мопеды, стиральные машины», — резюмирует г-н Макшанов.


У нового поколения предпринимателей, даже у начинающих, экономические решения более обоснованны, чем у начинающих же бизнесменов двадцать-тридцать лет назад


Причем производство этих новых товаров потребует больше сырья из производных от углеводородов, прежде всего газа, а также растительного сырья и дерева. Это дает дополнительную фору российской экономике, та

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (971) 18 января 2016
    Кризис: Экономика тонет в фарисействе
    Содержание:
    Экономика тонет в фарисействе

    Для выхода из кризиса нужна программа прямого действия, отвечающая на непосредственные потребности хозяйства. Эта программа должна носить именно политический характер и быть предельно краткой

    Реклама