Рыба из полярного моря

Александр Лабыкин
обозреватель журнала «Эксперт»
26 сентября 2016, 00:00

Компания «Карат», ведущий рыбодобытчик в стране, открыла в Мурманске крупнейшую рыбоперерабатывающую фабрику «Полярное море плюс». Однако не привыкшему работать на внутреннем рынке экспортеру еще предстоит завоевать место на российских прилавках

Лидер отрасли «Карат» впервые за четверть века в рыбном бизнесе решился открыть перерабатывающее предприятие на берегу

Новая рыбоперерабатывающая фабрика «Полярное море плюс» расположена в одном из удобнейших с точки зрения логистики мест Кольского залива: через мост от самого крупного северного города мира — Мурманска — и вдоль федеральной трассы Е105 с прямым выходом на Санкт-Петербург и Москву. Раньше на этом месте работало небольшое рыбоперерабатывающее предприятие, которое обанкротилось во время прошлого кризиса и лет пять простояло в законсервированном виде. В 2014 году фабрику купил один из «королей» рыбного бизнеса страны — владелец крупнейшего в 2015 году по объему вылова рыбы холдинга «Карат» Виталий Орлов.

 

С воды на землю

 

Оборот рыбной империи «Карата», 500–600 млн долларов, обеспечивают 12 рыбодобывающих компаний, флот из 38 разнотоннажных судов, промышляющих в восьми морях и двух океанах, а также сеть сбытовых компаний более чем в десяти странах мира. В прошлом году суда «Карата» выловили 500 тыс. тонн водных биоресурсов, это восьмая часть всего их вылова в стране. Но за двадцать пять лет в рыбном бизнесе Орлова никогда не было береговой переработки — рыбу пластают и замораживают на борту судов, отправляя большую часть на экспорт.

Государство давно подталкивает к береговой переработке крупных экспортеров налоговыми и другими стимулами или ограничениями вроде запрета на перегрузку в российских портах мороженой рыбы на экспорт (одно из предприятий «Карата» на Камчатке как раз предоставляет экспортерам и транзитерам услуги по перегрузке рыбы и явно проиграет от такого запрета). В 2014 году появился новый резон для создания производства на берегу: после введения продовольственного эмбарго значительная часть рынка освободилась от иностранных рыбопереработчиков и поставщиков охлажденной рыбы. Кроме того, правительство РФ пообещало выдавать дополнительные квоты рыбопромышленникам, в том числе за создание перерабатывающих производств (новая привилегия вступит в силу в 2019 году). И хотя Орлов уже несколько лет назад задумался над береговой переработкой, эти факторы стали для него дополнительным мотивом открытия перерабатывающего предприятия. Основная же идея в том, чтобы начать поставлять на российский рынок в том числе и охлажденное рыбное филе, которое целесообразнее производить на берегу, а не в море.

«В марте 2104 года приняли решение о развитии береговой переработки, а уже в октябре приобрели это предприятие и за два года отремонтировали административное здание, холодильный цех, заменили коммуникации и очистили дно в районе причала, — рассказывает Виталий Орлов. — Аналогов фабрики “Полярное море плюс” в России нет. Мы закупили новейшее импортное оборудование и внедрили самые последние в отрасли технологии переработки рыбы».

Предприятие разместилось на площади 55 тыс. квадратных метров; помимо производственных цехов здесь действует холодильный склад на тысячу тонн рыбопродукции — при нынешней проектной мощности фабрики 40 тонн в сутки (до 12 тыс. тонн в год) этих холодильных мощностей вполне достаточно для дальнейшего наращивания производства. Фабрика «Полярное море плюс» спроектирована для работы прежде всего на охлажденном сырье. Планируется выпуск охлажденной и мороженой трески, пикши, палтуса, сельди и прочих северных пород. Общий объем инвестиций за два года составил 1,4 млрд рублей.

Несмотря на то что в прошлом году «Карат» потратил на обновление, модернизацию и ремонт своего флота 4,5 млрд рублей, средства для новой фабрики удалось привлечь: кредитную линию без раздумий открыл Сбербанк, который ранее уже финансировал 15 проектов «Карата», главным образом по скупке и модернизации крупных рыбодобывающих предприятий в Мурманске и на Дальнем Востоке. За последние семь лет холдинг приобрел компании «Ролиз», «Мурманский траловый флот» и «Мурманский губернский флот», «Магадантралфлот», «Восточный берег», «Сахалин лизинг флот», «Акрос». Обороты, а главное, квоты этих компаний и позволили «Карату» резко вырасти из некогда небольшой компании по продаже и сдаче в аренду рыболовецких судов до лидера рыбодобычи по итогам прошлого года.

 

Секрет жидкого льда

 

Первую продукцию собственной морской переработки «Карат» начал производить пять лет назад. Замороженные на судах филе трески и пикши поставляют в торговые сети под брендом Atlantica. Но теперь «Карат» вместе с новым предприятием выводит на рынок и новый бренд Borealis (лат. «северный, полярный») для охлажденных и упакованных по особой технологии трески и пикши.

Принципиально новый момент в производстве «Полярного моря плюс», в отличие от других предприятий отрасли, — особая технология охлаждения (superchilling), разработанная исландской компанией Skaginn. Она позволяет сохранять рыбу в свежем виде без утраты ценных свойств в течение всего цикла производства — от подъема на борт судна до прилавка. Обычно охлажденная рыба выдерживает не более нескольких суток хранения на льду, поэтому, как правило, рыбаки, ведущие лов в дальних морях, замораживают сырье на судах, а переработчики вновь размораживают ее и упаковывают для продажи как дефростированную, с меньшей потребительской ценностью. Поэтому правильно охлажденная морепродукция в основном и сбывается в прибрежных регионах, не доходя до центральных регионов страны. Эту ситуацию «Карат» намерен изменить. «Два наших траловых судна оснащены станциями подготовки жидкого льда, который и позволяет сохранять рыбу при криоскопической температуре, когда тканевый сок в ней едва начинает замерзать, но не замерзает, — поясняет генеральный директор “Полярного моря плюс” Владимир Загородский. — Такой температурный режим поддерживается и на производстве, и при транспортировке, что позволяет сохранять все полезные свойства рыбы. А особая технология упаковки, которой пока нет ни у кого в России, позволяет продлевать срок реализации охлажденной продукции до 15 дней со дня выпуска».

Секрет жидкого льда — в особом солевом растворе, за счет которого вода постоянно пребывает в состоянии, напоминающем сильно вымокший снег. В этом растворе в двухсоткилограммовых коробах свежую рыбу поставляют прямиком в цех сортировки — и на конвейер. Оборудование на «Полярном море плюс» такое же, как у многих новых рыбозаводов, — от передовых в своем деле компаний Skaden и Moral, чьи технологии известны своей экономичностью и адаптивностью к условиям производства. Например, умная машина сканирует тушку рыбы, после чего мякоть с нее автоматически снимается по заданным параметрам разделки так, что остается почти чистый скелет. Практически все отходы производства здесь же перерабатываются в продукцию низкого ценового сегмента (субпродукты для животных, мука и прочее) или утилизируются.

Предполагается, что вскоре половину объемов из суточных 40 тонн рыбопродукции составит филе трески и пикши, как мороженое, так и охлажденное. Кстати, сырье на «Полярное море плюс» поступает в счет действующей квоты «Карата», то есть у его экспортных объемов российский берег отыграл около 2,5%.

Главное преимущество нового производства — особый способ охлаждения рыбы, продлевающий сроки ее хранения и реализации 28-02.jpg
Главное преимущество нового производства — особый способ охлаждения рыбы, продлевающий сроки ее хранения и реализации

 

Чужой среди своих

 

«Мы впервые за постсоветские годы увидели в нашем рыбопромышленном Мурманске появление крупнейшего в регионе рыбопереработчика свежего сырья с собственного флота, — признается председатель правления НО “Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманска” Анатолий Евенко. — Два года назад у нас в области, в Териберке, открылось аналогичное по объемам и оснащению предприятие, но оно работает сезонно, поскольку не хватает собственного флота для круглогодичных поставок сырья. У “Карата” все это есть, что обеспечит ему низкую себестоимость производства по сравнению с десятками других наших предприятий».

Однако демпинговать «Полярное море плюс» не спешит и даже на внутренний мурманский рынок поставляет сейчас рыбу в основном по формуле «средняя цена плюс», поскольку, как ни парадоксально, в Мурманской области охлажденной трески и пикши порой не хватает самим рыбопромышленникам для дальнейшей переработки (как правило, с целью поставок на внешние рынки). Соответственно, и в рознице ее не так много, поэтому цена держится почти как в Центральной России — около 240 рублей за килограмм прохладной тушки.  

В целом на рынке у российских компаний прочные позиции по замороженной рыбе, и «Карату» придется столкнуться с конкуренцией. Но в то же время «мурманские переработчики из-за проблем с хранением не могут поставлять оптовые партии охлажденной рыбы дальше ближайших регионов, так что свободная ниша есть, и большая», — говорит Анатолий Евенко.

Для наглядности такая математика: 142 рыболовецких предприятия Мурманской области обеспечивают около 16% общероссийского вылова (более 660 тыс. тонн из 4,5 млн тонн), а один «Карат» — около 11%. Но при этом 46 рыбоперерабатывающих предприятий региона выпускают 510–580 тыс. тонн рыбопродукции в год (разумеется, в основном первичную заморозку), в то время как «Полярное море плюс» — только 12 тыс. тонн. Так что «Карат» столкнется с большой конкуренцией по замороженной рыбе с мурманскими предприятиями на региональном и внешних рынках, зато по охлажденной вполне сможет взять реванш.

 

Прилавки второй свежести

 

Основными рынками сбыта продукции с новой фабрики «Карат» помимо ближних северных регионов России наметил Ленинградскую и Московскую области, а также другие регионы ЦФО. Заметим, что именно Северо-Западный федеральный округ лидирует в стране по наличию производственных мощностей по переработке рыбы и морепродуктов и занимает 39% общего объема переработки (на втором месте Дальневосточный федеральный округ с долей 32%, на третьем — Центральный с 23%).

В более отдаленной перспективе «Карат» планирует поставлять продукцию и в Европу, которая сейчас покупает филе российской трески, в том числе у китайских переработчиков.

Потенциальные дистрибуторы и представители ритейлеров были основными гостями на церемонии открытия новой фабрики. Как выяснилось, проекты договоров уже готовы с «Ашаном», «Лентой», Х5 Retail Group, «Магнитом», а также более дорогими «Азбукой вкуса» и «Глобус Гурмэ». Однако пока цена почти со всеми потенциальными покупателями не определена — в зависимости от региона возникает много нюансов с обеих сторон.

Например, в торговых сетях Северо-Запада России прочно обосновались такие сильные игроки, как «Норд Вест ФК», Новоладожская рыбная компания, «Балтийский берег» и другие, в избытке поставляющие рознице мороженую рыбу. «Так что “Полярному морю плюс” здесь придется продавать рыбу ниже рыночной цены, как и в Центральном регионе, где полно той же мурманской и питерской заморозки в большом ассортименте», — считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. Пока «Полярное море плюс» сбывает первые небольшие объемы замороженной рыбы уже знакомым оптовикам, с торговыми сетями продолжаются переговоры. А что касается охлажденной рыбы, то пока реализуются экспериментальные партии товара.

Крупные питерские компании, судя по кулуарным разговорам, без восторга восприняли появление рядом конкурента с мощной материальной базой, то есть с потенциально более низкой себестоимостью продукции (ее в «Полярном море плюс» не раскрывают). Они давно жалуются, что при общей рентабельности рыбопереработки 30–50% сейчас маржинальность почти полностью съедается растущей дебиторской задолженностью со стороны оптовиков и тех же торговых сетей. «Эффект от продэмбарго, когда дистрибуторы и ритейлеры активно закупали рыбу даже впрок (в результате чего и переработка выросла в прошлом году на 3,5 процента), сейчас почти полностью нивелировался снижением потребительской активности, — говорит президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. — Поэтому и по охлажденной треске потребительского ажиотажа не ожидается, платежеспособного спроса на нее попросту нет».

Так что пока с основным заявленным конкурентным преимуществом «Полярного моря плюс» — охлажденной упакованной треской и пикшей с более длительным сроком реализации — не все ясно. С одной стороны, ниша почти свободна, поскольку в торговых сетях центральных регионов России под видом охлажденной трески и пикши продают в основном дефростированную рыбу. Ввиду двойного цикла обработки (заморозки и разморозки) по себестоимости она заведомо дороже просто охлажденной, а по качеству многим ей уступает. С другой стороны, в отсутствие отлаженной логистики у охлажденной рыбы выше себестоимость и она дороже дефростированной, потому что в нее приходится закладывать дополнительные накладные расходы, потери при реализации и проч. Процентов десять-двадцать продукции обычно приходится снимать с прилавков из-за нарушения сроков хранения. «Ни одна, ни две крупнейшие торговые сети не смогут ежедневно “переварить” двадцать и даже десять тонн охлажденной рыбы, — уверен Сергей Гудков. — Значит, для оперативной доставки раз в два-три дня “Карату” необходим распределительный центр, которого нет. Цена у них сейчас, скорее всего, будет выше рынка, такое преимущество, как низкая себестоимость, может нивелироваться первое время большими потерями из-за нарушения сроков доставки и реализации».

Кроме того, почти все заинтересованные в продукции «Полярного моря плюс» отметили, что если некоторые торговые сети готовы забирать ее самовывозом в рефрижераторах, то как соблюсти при реализации требуемую по технологии производителя температуру в минус один градус? «А значит, будет и еще минус одно заявленное преимущество нового бренда до тех пор, пока сам производитель не озадачится качеством торгового и логистического оборудования партнеров», — рассуждает Гудков.

Тот же вопрос занимает сейчас многих потенциальных дистрибуторов «Карата». «Нам “Полярное море плюс” готово отпускать охлажденку по формуле “средняя цена региона плюс» за их особые технологии, — поделился с “Экспертом” заместитель генерального директора оптовой компании “Дары Артемиды” Константин Арефьев. — И мы готовы развозить сейчас их продукцию в глубинки Ленинградской области поначалу даже себе в убыток, поскольку всегда делаем ставку на новые крупные предприятия. Но вот как нам сохранить их рыбу на охлаждающих прилавках, если у них у всех температура выше нуля? Мы даже думаем в порядке эксперимента поставить в некоторых местах специальные витрины для нового бренда — может, сработает». Решить проблему сохранности и оперативной доставки рыбы в торговые сети помог бы собственный логистическо-распределительный центр, но строить таковой в центральной части России "Карат" пока не планирует.

Вспоминается давняя история из «Ведомостей», показывающая, насколько чуток бывал Виталий Орлов к новым трендам. В конце 1990-х он и его бывшие компаньонами по фирме Ocean Trawlers (сейчас входит в «Карат») занимались в основном сдачей в аренду флота рыбакам, поставлявшим выловленную треску в Норвегию. Компания быстро наращивала число судов, одновременно росли уловы и экспорт, а в Норвегии расцвела береговая переработка трески. Через несколько лет норвежцы даже обнаружили, что их предприятия едва ли не на 80% зависят от российской охлажденной рыбы. Тем временем Ocean Trawlers оснастила все суда морозильными камерами, что позволило рыбакам сбывать мороженую рыбу уже в глубине Европы, в десять раз дороже. В итоге многие норвежские переработчики, прежде покупавшие по картельно заниженной цене российскую рыбу, попросту разорились. И вот спустя много лет Орлов вновь пытается задать общеотраслевой тренд новациями в производстве. Очевидно, что тысячи экспортеров рыбы, которые много лет не решались развивать береговую переработку, будут внимательно следить за успехами флагмана рынка. Если ему удастся создать внутри страны не менее эффективный бизнес, чем на экспортном направлении, об инвестициях в российский берег задумается больше рыбаков.

Фотографии предоставлены компанией «Карат»