Космические амбиции
На международном конгрессе по аэронавтике в Гвадалахаре S7 Group подписала контракт с компанией Sea Launch, подконтрольной РКК «Энергия», на покупку всего имущественного комплекса плавучего космодрома «Морской старт». Это корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey со всем оборудованием для транспортировки и запуска ракет, погрузочный комплекс в американском порту Лонг-Бич и сам товарный знак Sea Launch. Точная сумма сделки неизвестна, но, как рассказал на конгрессе в Мексике глава S7 Group Владислав Филев, в общей сложности его компания инвестирует в этот проект примерно 160 млн долларов. Сделку планируется закрыть не ранее чем через полгода, так как она еще должна получить одобрение в американском Директорате по контролю за оборонной торговлей и в Комитете по иностранным инвестициям США. Но решения этих ведомств будут всецело зависеть от позиции главного кредитора «Морского старта» — корпорации Boeing. А она до сих пор публично не объявлена. Напомним, что именно по иску Boeing в мае этого года суд Центрального округа Калифорнии запретил компании Sea Launch совершать какие-либо действия, связанные с отторжением своего имущества, до погашения всех долгов или их реструктуризации. Суммарный долг «Морского старта» на начало июня составлял около 516 млн долларов. Из них примерно 322,5 млн американской корпорации должны структуры «Энергии» и еще 193,5 млн — украинские «Южмаш» и КБ «Южное». Правда, украинские предприятия чуть ли не официально объявили, что ничего платить не собираются. Таким образом, единственный шанс Boeing получить назад хотя бы часть долгов «Морского старта» — согласиться на реструктуризацию компании и не противиться ее продаже новому инвестору. И американцы этот шанс почти наверняка используют. А вот шансы Владислава Филева реанимировать «Морской старт» выглядят не столь очевидными. Сам он говорит, что приобретение плавучего космодрома — это не что иное, как «входной билет» для его компании в космическую индустрию. «Это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы, — заявил Филев. — Вывести комплекс из консервации и начать запуски планируется через восемнадцать месяцев после одобрения сделки — ориентировочно в конце 2018 года. Мы рассчитываем, что без больших вложений в модернизацию Sea Launch сможем сделать до 70 пусков в течение пятнадцати лет. Наш подход к ведению бизнеса кардинально отличается от подхода многих компаний: мы не будем продавать обещания, мы будем продавать запуски только на готовых ракетах-носителях. Сначала ракеты и только потом — покупатель». Проблема, однако, в том, что ракеты «Зенит-3SL», которые до сих пор запускались с плавучего космодрома, «Южмаш» прекратил выпускать еще два года назад. Сейчас это предприятие переживает глубочайший кризис и фактически ничего не производит. Весь прошлый год на заводе проходили массовые акции протеста из-за многомесячной задолженности по зарплате, которые завершились такими же массовыми увольнениями. Но даже если производство «Зенитов» каким-то чудом удастся восстановить, сделать запуски этих носителей экономически оправданными будет очень сложно. Все дело в том, что относительная конкурентоспособность «Зенитов» долгое время обеспечивалась за счет особых условий покупки российских ракетных двигателей РД-171. Еще несколько лет назад НПО «Энергомаш», подконтрольное РКК «Энергия», вынуждено было продавать их по ценам значительно ниже рыночных. Так, если двигатель для «Зенита», запускаемого в рамках Федеральной космической программы, продавали за 16,6 млн долларов, то точно такую же силовую установку для «Морского старта» — всего за 10,6 млн. Общий убыток «Энергомаша» от этих операций составил не менее 40 млн долларов. Но после смены руководства РКК «Энергия» все дотации такого рода были прекращены. Так что, скорее всего, новому хозяину «Морского старта» придется использовать не «Зенит-3SL», а близкую по классу российскую ракету «Ангара-А3». Однако это потребует многомиллионных затрат на реконструкцию оборудования и модернизацию платформы Odyssey. Впрочем, глава S7 Group к этому, судя по всему, готов. На конгрессе в Гвадалахаре его компания подписала соглашение с РКК «Энергия», в соответствии с которым космическая корпорация станет оказывать S7 необходимую инженерную поддержку, содействовать в организации пусков и в работах по системной интеграции. Более того, в будущем совместная деятельность двух компаний предполагает также сотрудничество, направленное на создание транспортной инфраструктуры в космосе. Непонятно только одно: где найти заказчиков на пять запусков в год. Это минимально необходимое количество, чтобы работа плавучего космодрома была рентабельной.
№40 (1002)
3 октября 2016 - 9 октября 2016 В номере: Главное Разное Русский бизнес Специальный доклад Экономика и финансы Частные инвестиции Наука и технологии Политика Культура Потребление Повестка дня- Выход из рецессии ищем на внешних рынках
- Коротко
- Любовь к эффективному госуправлению
- Стратегия унижения России
- Deutsche Bank вышел из доверия
- Космические амбиции
- Черное незолото