Стратегическое партнерство в освоении Арктики

Освоение Арктики
Москва, 21.11.2016
«Эксперт» №47 (1008)
Стратегическое партнерство в освоении Арктики В XXI веке Арктика становится одним из основных драйверов развития мировой экономики и безальтернативным ресурсным центром России. Комплексное и эффективное освоение российской части этого макрорегиона возможно только при условии стратегического партнерства государства и бизнеса

Логика развития человеческой цивилизации такова, что ей постоянно требуется все большее количество природных ресурсов. Вектор их добычи по мере истощения старых запасов постоянно смещается на все более труднодоступные территории. Поэтому XXI век часто называют «веком Арктики». В этом циркумполярном (расположенном вокруг Северного полюса) макрорегионе сосредоточены колоссальные запасы углеводородов и твердых полезных ископаемых. Полуостров Таймыр, например, который уже сейчас является одним из крупнейших мировых центров производства никеля, изучен не более чем на 10%. Поэтому бережное, но крупномасштабное освоение природных богатств Арктики (см. справку) сейчас становится одним из приоритетов стратегии дальнейшего социально-экономического развития России. «Для России Арктика всегда была и остается регионом особых интересов. Здесь сконцентрированы практически все аспекты нашей национальной безопасности, это область военных, экономических, экологических, транспортных и ресурсных интересов», — подчеркивает вице-премьер правительства России, руководитель государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин. Но в одиночку Арктику осваивать невозможно. Успешная работа в этом отдаленном от Большой земли макрорегионе с экстремальными климатическими условиями возможна лишь на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

Связать Арктику воедино

Кольский полуостров, Республика Коми, Ямал, Таймыр еще в советские времена стали символами индустриального продвижения нашей страны в Заполярье. Однако в постсоветские времена целенаправленное внимание российских властей к Арктике вернулось, пожалуй, только в начале нынешнего десятилетия. В 2013 году президент России Владимир Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации», годом позже была принята федеральная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», а в 2015 году Минэкономразвития сформировало список из 147 проектов, которые, по мнению представителей арктических регионов и крупных финансово-промышленных групп, были бы наиболее значимы для развития Заполярья. Список оказался внушительным — почти на пять триллионов рублей, четыре из которых — средства, которые предполагается привлечь из внебюджетных источников. В итоге в 2016 году из этого списка были названы 17 индустриально-транспортных проектов, которым государство намерено уделить первостепенное внимание.

Большинство этих проектов (см. карту) так или иначе связаны с созданием в российской Арктике транспортной инфраструктуры, в том числе главного водного маршрута — Северного морского пути (СМП). Без обеспечения круглогодичной транспортировки грузов по этому маршруту в российской Арктике не будет ни новых производств, ни нормального функционирования уже существующих. При этом флагманом «разогрева» Севморпути выступила компания «Норникель», флот которой до недавнего времени обеспечивал более трети перевозок по СМП. За последние десять лет компания со

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (1008) 21 ноября 2016
    Не горел на работе
    Содержание:
    Сигналы под новый цикл

    Арест Алексея Улюкаева предвещает обновление экономической политики, усиление борьбы за госактивы и свидетельствует об ужесточении антикоррупционной борьбы

    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама