Мусор заходит на второй круг
Россия переходит к новой стратегии управления отходами. В хозяйственный оборот должно возвращаться больше мусора. Для развития индустрии переработки отходов появились идеологические предпосылки, а бизнес давно готов подхватить инициативу

Свалки и мусорные полигоны в России (включая несанкционированные свалки и промышленные площадки для утилизации отходов) занимают площадь четыре миллиона гектаров — это почти территория Голландии или Швейцарии. В утрамбованной мусорной массе пропадает множество полезных материалов. По оценкам «Гринпис», у нас перерабатывается не более четырех процентов мусора, по данным Минприроды — семь-восемь процентов. А ведь практически все виды отходов жизнедеятельности человека на Земле могут быть переработаны и в том или ином виде возвращены в хозяйственный оборот.
Россия давно продекларировала, что идет по этому пути. Последние значимые поправки в федеральный закон № 458 об обращении с отходами были приняты в 2014 году. «Они полностью перекраивают отрасль», — говорит Алексей Киселев, руководитель токсической программы «Гринпис». Определены новые приоритеты: сокращение образования отходов, увеличение доли перерабатываемого мусора. Все регионы должны разработать территориальные схемы обращения с отходами и определить регионального оператора, который будет контролировать движение мусора. Это вовсе не означает, что во всех регионах будет повсеместно внедрена система раздельного сбора в жилых массивах. Но, по крайней мере, везде будут целевые показатели по уровню перерабатываемых отходов. Важно, что государство планирует ввести запрет на захоронение полезных компонентов вторичного сырья на мусорных полигонах. Например, в случае с отходами пластика такой запрет начнет действовать уже с 2019 года.
Однако полноценная реализация этой реформы тормозится. Регионы должны были сформировать территориальные схемы еще в прошлом году, но многие не справились с этой задачей. Сроки вступления в силу нового порядка обращения с отходами сдвинуты на 2019 год.
Несмотря на проволочки, развитие «мусорной» индустрии, похоже, стало государственно важной задачей. Появилась новая идеология: бороться со свалками нужно не только сжиганием мусора, его необходимо сортировать и максимально задействовать в производстве. Планируется, что новые мощности по сортировке и переработке мусора будут создаваться в рамках государственно-частного партнерства, через механизмы концессии и софинансирования.
У нас есть задел в разработках специализированного оборудования для переработки отходов — не обязательно смотреть только на Запад в поисках эффективных технологий. Например, краснодарская инженерно-производственная фирма «Стрингер», которую возглавляет Евгений Федоров, изготавливает дробильно-измельчительные машины, в том числе по переработке ТБО, у которых в мире нет аналогов. У Федорова более 500 авторских свидетельств и патентов. Уникальна не только техника, но и сама технология, основанная на принципе принудительно-динамического самоизмельчения.
№27 (1036)
3 июля 2017 - 9 июля 2017 В номере: Главное- Чего все забегали
- Не мешайте сети, она думает
- «Мы смотрим на сеть, как на кровеносную систему»
- Мотивы и страхи
- Бои за Telegram
- Стимулирование центров удовольствия
- Мусор заходит на второй круг
- Вся власть — роботам!
- Коротко
- «Газпром» уходит, но газ остается
- Россия уступила только Китаю
- Подготовка к саммиту
- На развалинах мечети
- Логисты осваивают «новый Шелковый путь»