Вошли в штопор

Повестка дня
Москва, 23.03.2020
«Эксперт» №13 (1157)

Глобальная авиаиндустрия рискует потерять миллионы рабочих мест 07-01.jpg ГАВРИИЛ ГРИГОРОВ/ТАСС
Глобальная авиаиндустрия рискует потерять миллионы рабочих мест
ГАВРИИЛ ГРИГОРОВ/ТАСС

Из-за тотального запрета на международное авиасообщение по ряду направлений, введенного в США, Европе и во многих странах Юго-Восточной Азии, местные авиакомпании сократили от 50 до 95% рейсов как минимум до начала мая. Глава Международной организации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жуньяк подсчитал, что при самом пессимистическом сценарии мировой пассажиропоток в этом году упадет по меньшей мере на 20%, из-за чего индустрии потребуется чрезвычайная помощь в размере 150–200 млрд долларов, и на карту поставлены миллионы рабочих мест.

Пока полностью прекратили полеты менее десяти авиаперевозчиков, включая британскую Flybe, кипрскую Cyprus Airways и латвийскую airBaltic. Но крупнейшие малобюджетные авиакомпании Европы, Ryanair и EasyJet, заявили, что будут вынуждены пойти на такой шаг в апреле. А в австралийском Centre for Aviation утверждают, что к концу мая большинство авиакомпаний в мире обанкротятся и вряд ли смогут вернуться к прежнему формату. «Необходимы скоординированные меры со стороны государства, иначе отрасль ждет катастрофа», — говорится в отчете австралийских экспертов. Действительно, как заявил главный экономист IATA Брайан Пирс, сейчас менее 30 авиакомпаний по всему миру имеют премиальный доход, чтобы продержаться без дополнительной помощи в течение нескольких месяцев. Но даже у них есть риск обанкротиться в краткосрочной перспективе. Например, у одной из крупнейших авиагрупп Европы Air France–KLM по состоянию на середину марта оставалось всего около шести миллиардов евро денежных средств и эквивалентов — их хватит максимум на квартал.

Известно, что в авиаиндустрии мира трудится свыше 20 млн человек, включая производителей самолетов, их смежников, сотрудников аэропортов и т. д. Заметную часть этих людей уже отправили в неоплачиваемые отпуска или уволили. Исправить ситуацию может только одно: масштабная помощь властей по всему миру. Но пока что реальные шаги в этом направлении сделали лишь Китай и еще пара стран. Так, Управление гражданской авиации КНР объявило, что центральное правительство поддержит как минимум трех авиаперевозчиков страны, принадлежащих государству: Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines. По данным Bloomberg, этим авиакомпаниям, а также некоторым другим авиаперевозчикам, выполняющим международные рейсы, правительство выделит субсидию в размере примерно одного цента за перевозку одного пассажира на один километр. А вот вопрос о помощи Air France–KLM все еще обсуждается. Сама авиакомпания сократила расходы на 200 млн долларов, выведя из эксплуатации все широкофюзеляжные самолеты сверхбольшой вместимости, и срочно взяла кредит почти на 1,8 млрд долларов. Примерно так же обстоят дела в США. Там к правительству за финансовой поддержкой обратились не только три ведущие авиакомпании страны — United, American и Delta, — но и производитель самолетов корпорация Boeing. Последняя уже практически истратила экстренный кредит в размере 13,8 млрд долларов и теперь рассчитывает на помощь правительства в привлечении 60 миллиардов.

Напомним, что на решение проблемы с лайнерами Boeing 737 MAX американский авиагигант уже израсходовал порядка 20 млрд долларов, так что его долг увеличился вдвое, до 40 миллиардов. Однако Federal Aviation Administration пока так и не выдала разрешение на эксплуатацию этих самолетов с модернизированной системой MCAS, что, в свою очередь, привело к прекращению производства авиалайнеров семейства 737 MAX и к параличу деятельности практически всех предприятий-смежников (а это почти 17 тыс. компаний). Акции Boeing за последний год упали в три раза.

Ненамного лучше и положение главного конкурента Boeing — группы Airbus SE. Ее акции упали в полтора раза, а руководство также обратилось за помощью к властям. Эксперты утверждают, что Airbus SE более месяца не получает платежи за самолеты и поэтому уже в ближайшее время не сможет гарантировать бесперебойную работу заводов, которые должны возобновить работу в конце марта — начале апреля.

Не стала исключением и Россия. Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько заявил, что убытки нашей гражданской авиации от закрытия маршрутов из-за коронавируса превысят 100 млрд рублей. Чтобы хотя бы частично компенсировать потери, Росавиация вдвое снизила ставку за аэронавигационное обслуживание в целом по стране. А на территории Дальневосточного федерального округа она сократилась практически до нуля. Принятые меры, уверяют в ведомстве, позволят нашим авиакомпаниям сэкономить 4,7 млрд рублей.

Впрочем, эксперты считают, что этого недостаточно, поскольку аэронавигационные сборы составляют лишь 5% в структуре расходов авиакомпаний и погоды не делают. «Нужно снизить НДС на рейсах через Москву до нуля, в также компенсировать уже понесенные потери в размере 22,4 миллиарда рублей от подорожания керосина в 2018 году. Тем более что сумма давно согласована в Минфине», — говорят представители авиационной отрасли. Эти деньги позволят авиакомпаниям продолжить полеты внутри страны до тех пор, пока ситуация не прояснится. В противном случае наша гражданская авиация рискует не оправиться от кризиса.

Новости партнеров

«Эксперт»
№13 (1157) 23 марта 2020
Кому хуже?
Содержание:
Уходим в минус

Размеры помощи бизнесу в западных странах находятся в диапазоне от 6 до 14% ВВП. Российскому бизнесу рассчитывать на такую масштабную поддержку не стоит. Прогноз ВВП в 2020 году в России скатывается в минус: от –0,5 до –2,5%

Главная новость
Экономика и финансы
Реклама