Своих не бросаем

Специальный доклад
Москва, 01.06.2020
«Эксперт» №23 (1164)
Несмотря на неопределенность, которая царит в мировой экономике в связи с пандемией коронавируса, многие российские предприятия уже пришли на помощь тем, кто сегодня особенно в этом нуждается. Практически все компании вносят посильный вклад: от бесплатного обеспечения врачей обедами до реализации многомиллионных социальных проектов в регионах

В конце февраля на самоизоляцию ушли не только жители страны, но и целые сектора экономики, которые выключили, словно повернув рубильник. Хотя антикоронавирусные меры начинают постепенно смягчать, точного понимания, когда страна вернется к нормальной жизни, нет. Ясно одно: в финале мы недосчитаемся части бизнеса и рабочих мест. В конце апреля Банк России впервые официально объявил, что прогнозирует падение ВВП в 2020 году на 4–6%.

Сейчас государство закрывает самые горячие направления: дает денег многодетным семьям, обещает кредиты для выплаты зарплат в наиболее пострадавших секторах экономики, возвращает налоги. Однако, по сути, пострадали все и сразу, быстро оказать помощь всем в сложной ситуации очевидно не получится: система социальной помощи так быстро просто не перестроится, пакет мер поддержки формируется постепенно.

Намного оперативнее помощь населению пришла от бизнеса, причем даже от такого, который из-за кризиса сам оказался в тяжелых условиях. Как отмечают эксперты, если раньше в сложных ситуациях компании в первую очередь срезали бюджет на социальные программы, то сейчас предприниматели готовы оказывать поддержку до последнего, что говорит о зрелости отечественного бизнес-сообщества.

«За последние годы российский бизнес значительно вырос, — считает член Общественной палаты РФ, заместитель председателя совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ Елена Тополева-Солдунова. — Если раньше компании думали только о получении прибыли, причем с очень коротким горизонтом планирования, практически здесь и сейчас, то сегодня мы видим, что все работают на долгосрочную перспективу и ставят на первый план социальную миссию. Раньше каждый жил своей отдельной жизнью — государство, бизнес и общественники, а сегодня налажен диалог, они стараются действовать сообща».

Точнее сказать, все помогают как могут. Рестораны и кофейни бесплатно кормят врачей, отели бесплатно предоставляют медперсоналу номера для отдыха, производители еды отправляют свою продукцию малоимущим семьям. Парфюмеры, оперативно перешедшие на производство антисептиков, часть новой продукции отдают в благотворительные фонды. Кондитерские фабрики центнерами отгружают сладкое в больницы, чтобы хоть как-то поднять настроение медикам.

Включился и крупный бизнес, выделивший на поддержку миллиарды рублей.

 

От продуктов до психологической помощи

 

В первую очередь компании взяли шефство над ветеранами своих предприятий и пожилыми людьми, которые вынужденно оказались отрезаны от внешнего мира на долгое время. Так, в Москве товары первой необходимости бесплатно развозят сотрудники Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИТМАШ), Щербинского лифтостроительного завода и многих других предприятий.

«Из-за пандемии остро встал вопрос адресной помощи одиноким пожилым людям, которые в этих условиях должны особенно беречь себя и по возможности не выходить из дома. Московские предприятия не могли остаться в стороне и даже в нынешних непростых условиях запустили новые социальные проекты. К помощи подключились практически все отрасли — от пищевых производств до машиностроения. Прежде всего предприятия позаботились о собственных ветеранах, обеспечив их продуктами и лекарствами», — рассказал «Эксперту» руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

В городах, где есть алюминиевые предприятия, такую же помощь организовала компания «Русал», запустив акцию «Время помогать». В рамках этой программы волонтеры компании ежемесячно формируют и доставляют продуктовые наборы десяти тысячам пожилых людей. При доставке соблюдаются все меры безопасности: маски, перчатки, антисептики, социальная дистанция.

При этом во многих городах акция быстро разрослась, к инициативе присоединились еще десятки компаний. Так произошло, к примеру, в Каменске-Уральском Свердловской области. По словам заместителя главы города по социальной политике Дениса Нестерова, благотворителей, готовых поддержать горожан, оказалось немало.

«В трудные времена люди всегда становятся более сплоченными. В городе действует оперативный штаб по защите населения в условиях повышенной опасности новой коронавирусной инфекции. К его работе подключись не только госорганы, но и крупный и средний бизнес, ― говорит Денис Нестеров. ― Первыми свою помощь предложили “Русал”, ПО “Октябрь”, Каменская стекольная компания, ООО “Гвура”, ПКФ “Профснаб”. Последняя компания, к примеру, специализируется на изготовлении косметических средств, жидкого мыла и спреев, в том числе антибактериальных и антисептических, поэтому передала городскому штабу партию санитайзеров».

Дополнительно во всех городах присутствия «Русал» открыл горячую линию, на которую пенсионеры могут обратиться, если им необходима дополнительная помощь по приобретению продуктов или лекарств. А в Ачинске (Красноярский край) для координации благотворительных программ работает Объединенный волонтерский центр.

«Сейчас жизненно необходимо поддержать старшее поколение, нельзя оставаться равнодушными, — уверен куратор волонтерского движения по городу Ачинску Федор Синкевич. — Это проверка для молодежи: насколько мы готовы взять на себя ответственность за наше будущее и за здоровье нашего старшего поколения».

Помимо помощи с доставкой продуктов и медикаментов в Объединенном волонтерском центре работает служба психологической поддержки людей пожилого возраста, которые соблюдают режим самоизоляции, а мобильные группы волонтеров навещают живущих в отдаленных поселениях.

«Подобную практику мы сегодня видим во многих регионах, когда создается единый штаб и вокруг него объединяются местные власти, общественники, крупный бизнес и все, кто хотел бы помочь, — отмечает управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова. — Это позволяет оказывать помощь более эффективно и направлять ресурсы адресно, по тем направлениям, где это действительно необходимо в конкретном регионе. Это новые социальные технологии, которые, я уверена, будут востребованы и после пандемии».

 

Проверка на прочность

 

Помимо адресной социальной помощи бизнес активно включился в решение проблем, связанных с доступностью медицинской помощи и средств индивидуальной защиты. При этом опять-таки уделяя особое внимание потребностям территорий присутствия, что неудивительно, ведь это напрямую касается обеспечения здоровья сотрудников предприятий и их семей, которые живут в конкретном регионе.

Тот же «Русал» только за последние десять лет потратил в регионах присутствия около 12 млрд рублей на социальные проекты: где-то вложился в развитие спортивных объектов, где-то — в инфраструктуру, где-то — в поддержку волонтерства и социального предпринимательства. Но в период пандемии направления социальных программ скорректировали все. Акционер «Русала» предприниматель Олег Дерипаска еще в марте посетил многие регионы и обсудил с местными властями, какая конкретно нужна помощь. Развитие медицинской базы упоминалось как одна из первоочередных потребностей. Он убедил глав регионов в необходимости строительства медцентров, они обратились к инвесторам, и теперь в нескольких регионах Сибири и Урала благодаря спонсорской помощи «Русала» уже идет строительство современных медцентров, которые должны быть готовы в третьем квартале и, естественно, рассчитаны на оказание помощи и после того, когда ситуация с коронавирусом нормализуется. На эти цели компания направила порядка 3,3 млрд рублей.

«Это действительно очень важная работа, которая может ускорить процесс появления новых социальных объектов и принести дополнительные ресурсы, все-таки в стране очень не хватает средств, в частности в здравоохранении. При этом поддержка бизнесом строительства новых объектов может осуществляться и в благотворительной форме, и в формате государственно-частного партнерства», — считает Елена Тополева-Солдунова.

Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) также направила более 100 млн рублей на помощь медицинским учреждениям в регионах присутствия, из них 55 млн выделено местным больницам, а 48 млн — на дополнительные меры по противодействию COVID-19. «Алроса» выделила более 300 млн рублей на закупку защитных и дезинфицирующих средств, оборудования для региональных больниц, предприятий группы, работающих в Якутии, Архангельске и Москве.

«В период пандемии возникло очень много новых форм социальной ответственности бизнеса, — отмечает Елена Феоктистова. — Стоит отметить, что быстрее всего наладили помощь те, кто уже не первый год системно выстраивает свои социальные программы. Это почти весь крупный бизнес страны. У таких компаний есть собственные структуры на местах, налажены контакты с местными общественными организациями, есть понимание, какие конкретно проблемы испытывает регион».

В целом борьба с коронавирусом во всем мире показала, что каждая страна по-своему выстраивает линию защиты от инфекции, потому что очень многое стоит на кону — это и жизни людей, и устойчивость экономики, и бесперебойная работа промышленных предприятий.

Последние совещания о противодействии пандемии, которые проводил президент Владимир Путин, продемонстрировали, что в России на местах зачастую формально реализуются многие механизмы господдержки. Неудивительно, что в этих условиях бизнес благодаря опыту и отлаженным в последние годы механизмам оказался в первых рядах тех, кто подставил плечо поддержки, решив самые острые вопросы.

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (1164) 1 июня 2020
ТОРМОЗНУТЬ КИТАЙ
Содержание:
Конец Кимерики

Мечте о дуополии Китая и Америки сбыться не суждено: Трамп идет холодной войной на Пекин. Задавить в торговле и экономике не получится, но политические санкции позволят разбить цепочки поставок в КНР хайтек-продукции и остановить технологический спурт Китая

Главная новость
Экономика и финансы
Международный бизнес
Реклама