«Ледокольщики прямо не ходят»

Русский бизнес
Москва, 27.07.2020
«Эксперт» №31-34 (1172)
Дмитрий Лобусов, капитан атомного ледокола «50 лет Победы», рассказал «Эксперту», как проложить маршрут в арктических льдах, зачем России много новых ледоколов и почему Севморпуть не конкурент транзиту через Суэц

ПРЕДОСТАВЛЕНО ФГУП «РОСАТОМФЛОТ»

Летняя навигация — 2020 в акватории Северного морского пути (Севморпуть, СМП) началась до наступления лета: впервые газовоз «Кристоф де Маржери» с партией сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» компании «НоваТЭК» вышел в сторону Китая в мае. Следом за ним, также с грузом СПГ, отправился танкер «Владимир Воронин». До этого ледовая обстановка позволяла подобным судам пройти по СМП только в период с июля по начало января.

Сверхранние рейсы оживили разговоры об интенсификации использования маршрутов через российскую Арктику и превращении Севморпути в рентабельную и привлекательную трассу. Однако не все СМИ посчитали нужным отметить, что газовозы шли не одни — дорогу до восточной границы льдов в Чукотском море рекордсменам прокладывали атомные ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы». Свободная ото льда акватория арктических морей по-прежнему остается смелым прогнозом климатологов.

Напомним, СМП проходит вдоль российского побережья от Карских ворот до мыса Дежнева в Беринговом проливе, акватория включает в себя также устья судоходных сибирских рек (см. карту). Продолжительность сезона, когда большая часть акватории СМП свободна ото льда, составляет четыре-пять месяцев. На западном направлении в новых реалиях теплеющей Арктики ледокольная проводка некоторым судам не требуется вовсе — к примеру, танкерам-газовозам Yamalmax ледового класса Arc7, к которым относятся упомянутые «Кристоф де Маржери» и «Владимир Воронин». Но льды восточной части Севморпути сложны и непредсказуемы даже для таких подготовленных СПГ-танкеров.

Пятнадцать газовозов для проекта «Ямал СПГ» были созданы на южнокорейских верфях, такую же серию танкеров для второго завода «НоваТЭКа» — «Арктик СПГ — 2» — будет строить уже отечественный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке. Сегодня порт Сабетта, построенный на западном берегу Обской губы Карского моря для нужд проекта «Ямал СПГ», а также нефтеналивной терминал «Газпром нефти» «Ворота Арктики» на ямальском Новопортовском месторождении обеспечивают более 90% грузооборота всех портов Севморпути. Другие заметные пункты СМП — морские порты Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси и Певек.

Структуру грузопотока через акваторию Севморпути составляют международный и внутренний транзит, экспорт на мировой рынок и завоз отечественной или зарубежной продукции в порты СМП. По данным администрации Севморпути, общий грузопоток в акватории СМП в 2019 году составил 31,5 млн тонн, из них экспорт — 28,4 млн тонн, импорт — 2,4 млн тонн, транзитный грузопоток — около 0,7 млн тонн (два процента общего объема). Цифры подтверждают, что арктический маршрут нужен России для вывоза добытого углеводородного сырья, и в дальнейшем объемы планируется наращивать: президентский указ 2018 года требует добиться показателей грузопотока по СМП в 80 млн тонн к 2024 году, а также превратить трассу в круглогодично пригодную для судоходства. Но для достижения таких амбициозных целей первостепенное значение имеет расширение ледокольного флота страны: без возможности обеспечить проход

Новости партнеров

«Эксперт»
№31-34 (1172) 27 июля 2020
Вами манипулируют
Содержание:
Еще одна рецессия

Мешать восстановлению экономики во второй половине 2020 года будут девальвация, низкие сборы налогов, мировой спад, плохой торговый баланс, низкий спрос со стороны населения. Трудно найти фактор, который будет способствовать росту. А в 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост

Международный бизнес
Реклама