«Горбачев»: только любовь

Культура
Москва, 09.11.2020
«Эксперт» №46 (1184)
В Театре Наций — спектакль Алвиса Херманиса, в котором рассказывается история жизни и любви Михаила и Раисы Горбачевых

Ира Полярная

«Горбачев» — это прежде всего первоклассный текст. Алвису Херманису удалось избежать ловушек, которые часто поджидают автора пьесы, решившего вывести на сцену исторического персонажа при его жизни. Драматург не пытается никому угодить и создать легенду о человеке, чья воля предопределила ход истории. Херманис препарирует возникновение и становление внутренней системы координат Горбачева и стремится понять, как ему удалось избежать необратимых искажений в восприятии добра и зла. И все ради того, чтобы объяснить, почему его внутренняя система ценностей сработала именно так, а не иначе, когда ее обладатель вышел на авансцену политического театра и его слова и решения стали предопределять судьбы миллионов людей. Крестьянский сын, он по-крестьянски же простоват, честен, смешлив, умеет посмеяться над собой, уверен в себе, способен терпеливо выжидать подходящий момент и действовать решительно, без оглядки, когда тот наступает.

Для Херманиса ключевое событие в жизни Горбачева — встреча с женой Раисой. Оно запустило цепь всех последующих событий, которые и сделали его исторической личностью. Горбачев и сам не лишен амбиций — иначе откуда взяться у уроженца села Привольное решимости отправить документы на юрфак МГУ. Но жена стала тем человеком, который не позволял ему останавливаться на достигнутом. Она сумела пробудить в нем желание прыгнуть выше головы, достичь невозможного — не интригами, не коварством, а упорным трудом, последовательно преодолевая одно препятствие за другим. В спектакле «Горбачев» главный герой — провинциал, приехавший покорять Москву на излете пятого десятка и всего за семь лет преодолевший путь от секретаря ЦК КПСС до секретаря генерального: столько энергии он смог накопить в себе за годы жизни в Ставропольском крае — на родине двух советских генсеков. Прежде Горбачева там родился Андропов. Без землячества здесь не обошлось, но ради власти Горбачев не идет по головам. Он осознает свое предназначение, и, когда приходит время, ему хватает сил и решимости его исполнить.

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова появляются на сцене с текстами в руках. Они садятся на стулья и задают время и место: в ближайшие три часа зрители должны стать свидетелями последнего разговора между мужем и женой в палате немецкой клиники — накануне ее смерти. Раису Горбачеву мучают сильные боли, но она отказывается принять морфий, чтобы в последнюю ночь сохранить ясность сознания, видеть и слышать мужа. Тот берет ее на руки, начинает говорить и не останавливается всю ночь. Ему — шестьдесят восемь, ей — шестьдесят семь. Они вместе почти полвека. Ее время неумолимо истекает. Горбачевым предстоит последнее совместное путешествие по лабиринтам памяти. На глазах у зрителей Миронов и Хаматова ищут голоса и манеру разговаривать своих героев. Внимание зрителя фокусируется на актерской технике, и он не замечает, как входит в пространство спектакля.

Херманис начинает повествование с детских лет Горбачева. О них Миронов рассказывает уже с найденной интонацией, но все еще словно

Новости партнеров

«Эксперт»
№46 (1184) 9 ноября 2020
OFFSITE?
Содержание:
Stop the count!

«Остановите подсчет» — эмоциональные твиты Трампа против архаичной избирательной системы. Президент уступает лидерство Джо Байдену, но рассчитывает отыграться в судах. В США конституционный кризис

Реклама