Автомобили: утильсбор опять едет вверх

25 января 2021, 00:00
№5
JULIO CORTEZ /AP/TASS
Повышение утильсбора скажется на ассортименте автомобилей на российском рынке

Власти планируют на 25% поднять ставку утилизационного сбора на автомобили — соответствующий проект постановления официально опубликован Минпромторгом России. Согласно ему базовая ставка утильсбора на легковые автомобили вырастет с 20 до 25 тыс. рублей, для тяжелых грузовиков и прицепов — со 150 до 187,5 тыс. рублей. 

Утилизационный сбор на автомобили (формально плата за то, что после завершения срока эксплуатации машины необходимо тратить средства на ее утилизацию) был введен в 2012 году после вступления нашей страны в ВТО, когда Россия обязалась снизить пошлины на ввоз автомобилей из-за рубежа. По сути, он стал защитным инструментом от наплыва импортных автомобилей: платят утильсбор все автопроизводители, но государство возвращает эти выплаты игрокам с наибольшей локализацией производства. При этом сейчас меняется схема расчета: в ушедшем году 50% возврата от утильсбора компенсировались гарантированно, а другие 50% были привязаны к степени локализации производства (этот показатель исчисляется в специальных баллах). В 2021 году предположительно уже 75% выплат будут зависеть от показателей локализации, а в 2022-м — все 100%. 

Новое повышение ставки станет четвертым с момента введения утильсбора. Регулятор объясняет: если раньше увеличение выплаты было связано с понижением таможенных пошлин на авто (их Россия планомерно сокращает после вступления в ВТО), то сейчас поднять тариф необходимо в первую очередь в связи с ослаблением курса рубля, так как таможенная стоимость автомобилей номинируется в иностранной валюте, а размер утильсбора зафиксирован в рублях. 

При этом представители властей считают, что увеличение утильсбора не приведет к росту цен на автомобили, он будет стимулировать дальнейшую локализацию производства и привлечение инвестиций в российский автопром. Игроки же авторынка оценивают планы правительства по-разному: повышение ставок поддерживают крупные российские автопроизводители с высокой степенью локализации (например, АвтоВАЗ и КамАЗ). А те автоконцерны, которые имеют на территории России предприятия с более скромными объемами производства (Toyota, Nissan, Mazda и проч.), понимают, что выгода от дальнейшей локализации их продукции под большим вопросом и потому увеличивающийся утильсбор способен снизить их конкурентоспособность. 

Безусловно, очередное повышение ставок сильно ударит прежде всего по импортируемым автомобилям, доля которых на отечественном авторынке и так уже не столь значима, как раньше: порядка 80% всех продаваемых в России автомобилей выпускаются на территории страны. Дальнейшее сжатие импортной составляющей приведет к сокращению ассортимента: с рынка продолжат исчезать нишевые виды автомобилей типа минивэнов, пикапов, субкомпактных городских авто и т. д. Будут расти и цены: по мнению Олега Мосеева, президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры», с учетом роста утильсбора, инфляции, курсовых колебаний и прочих факторов в текущем году цены на автомобили могут увеличиться на 10%. Это при том, что среднее повышение розничной стоимости на новые автомобили в 2020 году в России в среднем составило 10–12%.