Кто не знает "Тамашу"? Возможно, заезжие туристы или командировочные иностранцы. Для жителей Казахстана слово "Тамаша" тождественно безграничному юмору, помноженному на природный талант. Выросло не одно поколение, круто изменилась наша жизнь, но "Тамаша" вот уже четверть века неизменно с нами. Во Дворце Республики с 3 по 5 декабря состоятся три концерта, на которые, несомненно, придут верные поклонники программы. "Тамаша" - это музыкально-развлекательная программа, аналогов которой в мире не существует.
В 1978 году двум талантливым людям - Лукпану Есенову и Койшыгулу Жилкишиеву пришла в голову идея "Тамаши". Перевода этого слова на русский не существует. "Тамаша" - это особенное состояние души, когда все ликует и поет. Сначала появилась телевизионная программа, а через два года коллектив начал давать концерты. Темы пародий брались из жизни, анекдотов. Так рождается неповторимое настроение "Тамаши". Лукпан Есенов, президент программы, и не заметил, как пролетели 25 лет.
- После окончания эстрадной студии я работал в ансамбле "Гулдер". Режиссером ансамбля был Серик Елеусизов, выпускник "ГИТИСа". Вместе с Гульжахан Галиевой, директором "Гульдер", они задумали создать развлекательную программу "Алты бакан". В то время не было понятия - "шоу-программа". Но задумку не осуществили. В 1975 году я перешел на работу на казахское телевидение, и вместе с журналистом Фатимой Бегембаевой взялся за создание некой очень веселой программы. Ее прообразом стала "Алты бакан". Так родилась "Тамаша".
- Как вы придумали название программы?
- Слово "Тамаша" встречается и в других тюркских языках. Но я был поражен, когда обнаружил в Индии театр пантомим, действующий еще с XVI века, который называется - "тамаша".
Но свое название мы взяли от "тамаши" южного Казахстана. Там так назывались ярмарки. Чем привлекательна ярмарка? Там весело, ярко, красиво, шумно. И наша "Тамаша" как ярмарка: здесь вы услышите и классическую, и народную, и эстрадную, и джазовую музыку, пародии и анекдоты. Все что угодно. Первые девять программ мы снимали в студии. И только десятую вынесли на сцену. Я помню, тогда в моем кармане лежали 1500 пригласительных билетов, у редактора Жилкишиева - столько же. Раздавали друзьям, знакомым.
- И как зрители приняли ваш выход на сцену?
- Полный аншлаг. После этого мы стали продавать билеты и поняли, что рождение "Тамаши" прошло успешно. Кстати, аншлаг на наших представлениях всегда. Не знаю, много это или мало - 25 лет, но представьте, что ровесник "Тамаши" уже имеет семью, детей! Если кто-то женился 25 лет назад, то сейчас играет серебряную свадьбу. Это - целая жизнь!
- Многие артисты стали знаменитыми благодаря "Тамаше". Каким был первый актерский состав?
- Одним из первых я пригласил на работу Кудайбергена Султанбаева. Он пришел из "Алты бакана". Он порекомендовал мне своего друга и партнера по театру. Сказал, что он высокий, худой и на казаха не похож. Так к нам пришел Тунгышбай Жаманкулов, очень гибкий, талантливый актер. Первая их совместная сценка называлась "Нагашы-жиен", т.е. "Дядя-племянник". Казахи вообще любят шутить над родственниками. Например, отношения между "жезде" и "балдыз" (зятем и золовкой) - излюбленная тема для пародий.
Потом в коллектив пришел Мейрман Нурекеев, Уайс Султангазин, ныне покойные, Лидия Каденова.
- А из эстрадных исполнителей кого "Тамаша" сделала звездами?
- Розу Рымбаеву, Нагиму Ескалиеву, Макпал Жунусову, Бахыт Шадаеву. Практически все ныне знаменитые певцы и певицы выросли в нашем коллективе.
- В чем, по Вашему, секрет долголетия "Тамаши"?
- Прежде всего, нужно благодарить народ. Если бы нас не признавали, мы бы долго не жили. Сейчас у меня работает четвертое поколение артистов. Везде их узнают, признаются в любви. Смотреть "Тамашу" легко. Но за этой легкостью скрывается тяжелый труд: нескончаемые репетиции, тщательно подобранный репертуар.
- В советские годы, как известно, все решала цензура. Вы чувствовали ее контроль? Часто ли приходилось уступать чиновникам? Бывали случаи, когда запрещали вам ту или иную постановку?
- Конечно, и не раз. Как-то под Новый год мы готовили специальный выпуск телепрограммы. Уже смонтировали передачу, и вдруг приходит указание убрать фразу. Получилось смешно: мы стерли звуковую запись фразы. В эти секунды актеры беззвучно шевелили губами.
Другой случай был с миниатюрой, которую мы построили на настоящей истории. Расскажу вкратце. Один чиновник, заявив жене, что едет в командировку на неделю, отправляется к любовнице. В общем, довольно обычная житейская ситуация. Вскоре она попросила его вынести мусор. Мужик, забывшись, вынес мусор и отправился домой - в домашней одежде. Сами понимаете, какой прием его ждал дома. Этот герой был известным в нашей стране человеком. Дело дошло до того, что мне звонили из ЦК: "Немедленно убрать!". Пришлось подчиниться.
- А сейчас вам разрешено все?
- Гораздо легче стало. Но мы стараемся не перегибать палку.

- Выходила ли когда-нибудь передача с переводом? Ведь так много людей были отрезаны от просмотра только из-за незнания языка.
- Было очень много просьб. И мы пытались переводить на русский язык, но, знаете, получалось совсем не то, утрачивался первоначальный смысл. Юмор невозможно передать.
- Раньше программа существовала за счет государства, а сейчас стала коммерческой. Как вы справились с переходом на рыночную экономику?
- Мы научились зарабатывать сами. Львиная доля наших доходов от продажи билетов уходит на аренду зала. За три юбилейных дня мы заплатим 1,2 млн тенге. Свет, звук, афиши, печать билетов - за все платим сами. То, что останется от полученных средств пойдет на оплату работы авторов сценария, актеров, композиторов, аранжировщиков и др. В итоге почти ничего не останется. Но признание зрителей для нас главнее.
- Какое место в вашей жизни занимает "Тамаша"?
- "Тамаша" - это мое детище. Я испытываю огромное удовлетворение оттого, что программа живет, продолжает развиваться, радовать людей. Если бы мне была дана возможность заново прожить жизнь, я бы ее прожил вместе с "Тамашой".
Мы застали актеров на сцене, одетых в шубы и пальто - в зале холодно. Света почти нет, наверное, экономят. Не скрою, было очень интересно попасть впервые на репетицию "Тамаши". Актеры, не обращая внимания на посторонних (это, наверное, уже профессиональное), шумят, смеются, кого-то пародируют. На этот раз перемывали косточки воображаемому акиму.
На сцене знакомые лица. Данагуль Темирсултанову узнаешь по ее звонкому голосу. Она закончила театральный институт по классу "актер драмы и кино". С известной телеведущей Кымбат Досжан жила в одной комнате в общежитии. Данагуль попала по распределению в театр им. Ауэзова. Там ее заметили и пригласили работать в "Тамашу". Она долго заставляла себя упрашивать - только на третий раз согласилась, сомневалась, подойдет ли ей, драматической актрисе, жанр программы. Гульбаушан Тлеубекова в "Тамаше" с 1989 года. Всем знаком ее жизнерадостный смех, заражающий зал. В театральном институте училась по классу "музыкальная комедия". Ее сокурсниками были Роза Рымбаева, Майра Ильясова, Кудайберген Бекишев, Ербол Шакеев. В первое свое выступление в "Тамаше" Тлеубекова в сопровождении домбры исполнила народную песню.
"Вам легко находить контакт со зрителями?"- поинтересовалась я у артистов.
Гульбаушан: Энергию зала мы ощущаем сразу. Я не припомню, чтобы зритель совсем не принял нас. Мы всегда чувствуем тепло, идущее из зала. Это можно определить по всеобщему смеху.
Данагуль: Если я скажу, что все мои роли были удачными, то это было бы неправдой. Роли бывают разные. Бывает, играешь со всей отдачей, а бывает, что не можешь найти нить, чтобы роль "поплыла". Помните слова Нины Заречной из чеховской "Чайки"? Она говорит Треплеву: "Вы не представляете себе, какую трагедию переживает актриса на сцене, когда она играет плохо, когда она не знает, куда деть руки, что говорить и куда смотреть". Иногда такое случается и в нашем коллективе. Но очень редко.
Гульбаушан: У всех бывают падения и взлеты. Так же и у нас.
- У вас яркие, запоминающиеся роли. Вы сами создаете образы или режиссеры диктуют собственное видение персонажей?
Данагуль: В начале нашей деятельности мы только принимали роли такими, какими они были. Теперь мы чувствуем, что и сами способны что-то создавать, что-то подсказать. Но основным генератором идей у нас является Лукпан-ага. Я считаю, что у актера должна быть внутренняя интуиция, свое видение роли. Только тогда она получится искренней.
Гульбаушан: Мы часто импровизируем на сцене. Зритель этого не замечает, думает, что все идет по плану. Но импровизация тем и хороша, что образ получается живым, насыщенным. Главное в нашем деле - попасть в нужную точку. Образы берутся из жизни: в магазинах, в гостях, на улице встречаешь столько разных людей.
- Кто, как не вы, знает трудности, с которыми сталкивается программа. Что бы вы отметили, как самую главную проблему?
Гульбаушан: За все 25 лет у "Тамаши" не было постоянного спонсора. Это трудно. Информационную поддержку нам обеспечивают телевизионные каналы. И на том спасибо.
Данагуль:У наших певцов есть и стилисты, и визажисты. Им легко выступать - помощники под рукой. Нам же, артистам, приходится полагаться только на себя. По десять раз за концерт меняем свой сценический образ: и прическу, и макияж, и костюм. И все это сами, на бегу.
- Сейчас стали критиковать "Тамашу", что уже не та она...
Данагуль: Критикуют, потому что теперь есть с чем сравнивать. Раньше была только "Тамаша", а теперь появились "Бауржан-шоу", "Кулкi керуенi", актеры которых - выходцы из нашей программы. Продержаться четверть века - большая заслуга Есенова. Для Казахстана это большой срок.
- Какие гастроли вам запомнились больше всего и почему?

Гульбаушан
: Наша творческая группа объездила весь Казахстан. В Китае и Монголии мы выступали перед представителями казахской диаспоры. Не хотим хвастаться, но встречают нас всегда достойно.Данагуль: Летом этого года побывали в Омске. Встречали нас бурными аплодисментами. После этих гастролей чувствовали себя большими знаменитостями. В Алматы публика спокойнее.
- Чем для вас стала "Тамаша"?
Гульбаушан: Я работаю только в "Тамаше". Поэтому эта программа для меня - самое главное, часть моей жизни. Я счастлива, что есть поклонники нашего творчества. Мне приятно, когда меня узнают на улице.
Данагуль: Помимо "Тамаши" я продолжаю работать в театре им. Ауэзова. Когда у меня спрашивают, что для меня ближе - "Тамаша" или театр, я отвечаю: невозможно сказать, кого из своих детей любишь больше. Нам посчастливилось играть с такими большими актерами, как Кудайберген Султанбаев, Тунгышбай Жаманкулов, Лидия Каденова, Мейрман Нурекеев, Уайс Султангазин, Токсын Кулыбеков.
Аскар Наймантаев, один из сценаристов "Тамаши", в команде больше 10 лет. Он не считает себя выдающимся сценаристом. Однако, благодаря ему, зрители смеются до слез над непутевыми героями. Он убежден, что есть сатира для игры, а есть сатира для чтения, и путать их нельзя. Вдохновение, говорит Наймантаев, приходит к нему неожиданно: услышал ли анекдот, правдивую историю, зритель чем-то зарядил...
- На наших концертах присутствует несколько поколений: от подростков до стариков, говорит он. - Поэтому и юмор у нас разный: где-то мягче, где-то жестче. Бывает, шутка не доходит до зрителя, тогда я редактирую текст.
Вообще, если что-то не прошло в Алматы, то обязательно пройдет в Астане. Приведу такой пример. Была у нас постановка "Скважина", сюжет про нефтяников. В Алматы сюжет не вызвал смеха, зритель не воспринял материал. Приезжаем через неделю в Астану - там тему принимают на ура. Астанинцы поняли каждый намек. А в Западном Казахстане вообще сразу сказали: "Это наше".
С Кадырбеком Демесин мы поговорили о переменах, происходящих в обществе. Актер, который с 1980 года в "Тамаше", поделился своими наблюдениями: "Интересно сравнивать прежнее общество, и нынешнее. Сейчас у нас демократия, а как тяжело было работать при советской власти. Но лично мне дороже старые роли, когда приходилось говорить не в лоб, а подтекстом, намеком. Сколько актеров, певцов, сатириков вырастила "Тамаша"! В свое время она была настолько популярной, что существовала такая проблема, как отрыв народа от работы. Люди бросали дела, когда по телевизору шла наша передача. Особенно страдало сельское хозяйство. Сейчас, мне кажется, уровень "Тамаши" немного упал, а зритель требует тех, старых достижений. Видимо, этим придется заниматься молодым, которым мы передаем эстафету".
"Тамаша" отпразднует свой юбилей, наберется сил и вновь начнет искать смешные и поучительные сюжеты в жизни, собирая нас, таких разных в одном зале. "Тамаша" - уникальный продукт, национальная гордость. И когда становится грустно, приходите на "Тамашу". Она вас быстро приведет в чувство.