2004 год оказался для Национального банка не из легких. После того, как в январе от него отпочковалось Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Нацбанк превратился в классический центральный банк. Основной его функцией стало обеспечение стабильности цен. И если поначалу головных болей относительно того, как удержаться в прогнозном интервале по инфляции (5-7%), не было, то во второй половине прошлого года началось сильное инфляционное давление на экономику. Например, за период сентябрь 2003-сентябрь 2004 года инфляция в годовом выражении сложилась на уровне 7,5%. И хотя Нацбанку в конце концов удалось не выйти за пределы коридора (инфляция по итогам прошлого года составила 6,7%), инфляционный потенциал по-прежнему высок. Учитывая это обстоятельство, председатель Национального банка Анвар Сайденов в январе заявил о том, что необходимо переходить к более жесткой денежно-кредитной политике. Именно поэтому ведомством была поднята с 7 до 7,5% официальная ставка рефинансирования, а также утверждены новые "Основные направления денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы". В этом документе тщательно прописаны инструменты, которые намерен использовать центральный банк, чтобы не допустить раскручивание инфляционной спирали.
Инфляция как она есть
В прошлом году впервые за последние четыре года появилась вероятность резкого скачка инфляции, несмотря на то, что наблюдался практически равномерный рост цен по всем потребительским товарам и услугам. Такие ожидания появились по нескольким причинам.
Во-первых, произошел существенный рост наличных денег в обращении. По данным Нацбанка, увеличение чистых международных резервов привело к расширению денежной базы за 2004 год на 82,3%. Активная кредитная политика, проводимая банками второго уровня, обусловила рост денежной массы на 68,2%, а наличные деньги в обращении выросли на 59%, главным образом, вследствие роста потребительского спроса.
Во-вторых, шел агрессивный "импорт инфляции", что было обусловлено взлетевшими вверх мировыми ценами на нефть и более высоким ростом потребительских цен в соседних странах (например, в России инфляция составила 11,7%, на Украине - 9,5%). Свой вклад сделал значительный приток иностранной валюты в страну как от экспорта товаров, так и от заимствований на мировых рынках капитала.
В этих условиях Нацбанк был вынужден предпринимать большие усилия, в том числе сопряженные и с материальными потерями, по снижению инфляции. В 2004 году он приобрел на внутреннем валютном рынке 3,6 млрд долларов, чтобы не допустить резкого укрепления реального обменного курса тенге. В итоге тенге укрепился лишь на 9,3% в номинальном выражении, что способствовало замедлению инфляционных процессов. Чтобы не допустить роста инфляции, покупка иностранной валюты сопровождалась выпуском краткосрочных нот, проведением операций репо и привлечением депозитов от банков. Впервые Нацбанк решился на то, чтобы производить переучет векселей в соответствии со ставкой рефинансирования при одновременном развитии системы вексельного обращения. Это, по идее, должно усилить регулирующее воздействие ставки рефинансирования.
Таким образом, 2004 год стал переломным для Национального банка. С одной стороны, политика последовательного снижения официальных ставок сменилась политикой их стабилизации и повышения, с другой - возникла необходимость более активных действий в вопросе стабилизации цен.
Несмотря на то, что в августе прошлого года Анвар Сайденов оценил влияние на инфляцию монетарных факторов на уровне 50-55%, в "Основных направлениях" акцентируется внимание на одной интересной тенденции. Оказывается, с развитием финансового рынка в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией. Это означает, что, в частности рост денежных доходов населения уже не является основным фактором, определяющим уровень инфляции.
Взять бразды правления
В стране никто не просчитывал, сколько стоит борьба с инфляцией. Но один только факт, что в 2004 году Национальный банк понес убытки в размере 6,2 млрд тенге, говорит о многом. Борьба с инфляцией явно недешевое занятие.
На извечный вопрос "Что делать?" специалисты Нацбанка дают целых три ответа, описывая вариант умеренных, как сейчас, а также высоких и низких цен на нефть. В зависимости от того, как будет складываться ситуация на внешних и внутренних рынках, Нацбанк будет предпринимать те или иные стабилизационные шаги.
Безусловно, наиболее предпочтительный вариант - сохранение ситуации на уровне 2004 года. Базовый сценарий признается наиболее реалистичным: мировая цена на нефть сорта "брент" предполагается на уровне 35 долларов за баррель, ожидается постепенное повышение мировых процентных ставок от 2,5 до 3% в 2005 году, от 3,5 до 4% в 2006-2007 годах. В стране будет сохраняться макроэкономическая стабильность, поддерживаться высокие темпы экономического роста. На этом фоне основной целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах 4,9-6,5% в 2004-м, 4,8-6,2% в 2006-м и 4,1-5,5% в 2007 году.
Значительный экономический рост и большой объем притока иностранной валюты в страну будут и в 2005 году способствовать повышению инфляции. Кроме того, по прогнозам специалистов Нацбанка, негативное воздействие может оказать высокий рост цен предприятий-производителей в 2004 году на 23,8% - пока никто не может точно сказать, простой ли это всплеск цен или все-таки точка отсчета для негативной тенденции.
Именно поэтому Национальный банк намерен прежде всего создать консультационно-совещательный орган по денежно-кредитной политике. Таким образом он надеется разделить ответственность с другими государственными органами и повысить эффективность принимаемых Нацбанком решений. Он уже начал пользоваться важными инструментами денежно-кредитной политики: повышена официальная ставка рефинансирования до 7,5%, а также официальная ставка репо с 4,25 до 4,50%.
Но больше задач лежит пока все еще в плоскости планов. Итак, что намерен предпринять центральный банк для снижения инфляционного давления?
Во-первых, сделать главным инструментом стерилизации избыточной ликвидности на финансовом рынке депозиты банков в Нацбанке: их объем значительно увеличится, а срок обращения краткосрочных нот, которые являлись таким инструментом до сих пор, будет сокращен. Прописана и конкретная норма, благодаря чему будут смещены акценты. Увеличение депозитов банков в Нацбанке обеспечит относительно высокий уровень коэффициента резервирования - 0,17.
Во-вторых, Нацбанк собирается фокусировать свои усилия на согласовании ставок по различным видам денежно-кредитной политики и повышении регулирующей роли краткосрочных ставок. Кроме того, будут расширены операции открытого рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.
В-третьих, Нацбанк впредь отказывается от влияния на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы он ставил задачу по активизации кредитования экономики и подталкивал банки к снижению процентных ставок, то теперь вопроса снижения ставок на повестке дня уже нет. Их уровень, как и должно быть, будет формироваться на рыночной основе. Что касается такого важного инструмента фондирования, как депозиты физических лиц, то, скорее всего, уже в этом году будет пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам, возврат которых гарантируется Фондом гарантирования вкладов физических лиц.
В числе первоочередных мер также: выстроить сотрудничество с Министерством финансов в части планирования выпуска государственных ценных бумаг, сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.
Тональность "Основных направлений" довольно оптимистична. Их авторы все-таки надеются на то, что все эти меры в комплексе должны дать эффект, как планируется, если не через несколько месяцев, то, по крайней мере, в следующем году, поскольку это такая сфера, где ожидать мгновенных результатов не следует. Кроме того, они полагают, что высокие темпы развития экономики и рост монетизации не будут представлять угрозу усиления инфляционных процессов, так как ожидается, что в ближайшие три года производительность труда будет расти более высокими темпами, чем реальная заработная плата. Оптимизм основывается на том, что в промышленном секторе начался процесс накопления капитала для реинвестирования в выпуск новых видов продукции. Но в случае, если такие надежды не оправдаются, и темпы роста зарплаты будут превышать темпы экономического роста, то возросший потребительский спрос неизбежно приведет к некоторому повышению инфляции. Первый месяц 2005 года уже дал лишних 0,1% в индексе потребительских цен по сравнению с январем 2004 года. Это, конечно, еще не трагедия, но повод для беспокойства.