На состоявшемся в минувший понедельник расширенном заседании правительство подвело итоги первого этапа реализации Стратегии индустриально-инновационного развития страны, а также реализации Государственной программы жилищного строительства. Участие в заседании президента (и кандидата в президенты) Нурсултана Назарбаева создало определенную интригу. В кулуарах начали поговаривать о возможной смене кабинета, приводя исторические аналогии из недавнего прошлого соседей (смена кабинета Касьянова на кабинет Фрадкова состоялась в России накануне президентских выборов), а также о возможных изменениях экономического курса страны. Ожидания журналистов и аналитиков оправдались не более чем на треть. Смены кабинета не произошло, что же касается экономического курса, то и он был признан в целом верным. Правительство продолжит реализацию многочисленных программ, принятых в последние два года, однако в некоторые из них будут внесены коррективы. Не оправдались и прогнозы относительно того, что расширенное заседание кабинета станет очередной пиар-акцией Нурсултана Назарбаева накануне предстоящего голосования. Заседание прошло в достаточно деловом режиме. Президент по традиции выступил, по традиции выдвинул ряд инициатив, но назвать его выступление предвыборным спичем вряд ли возможно. Скорее это напоминало выступление человека, уверенного в собственной победе, а посему считающего предстоящее голосование лишь необходимой формальностью, и озабоченного прежде всего проблемами экономического развития в ближайшем будущем.
Итоги первого этапа
Выступившие на заседании с основными докладами премьер-министр страны Даниал Ахметов, вице-премьер Сауат Мынбаев и министр финансов Арман Дунаев подвели итоги реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития, жилищной программы и заодно 10 месяцев текущего года. Как и следовало ожидать, приведенные в докладах количественные показатели (рост ВВП, инвестиций в основной капитал, рост объемов производства и т.д.) не могли не радовать. По словам Даниала Ахметова, реальный рост ВВП за январь-октябрь текущего года составил 9%. Объемов производства промышленной продукции - 4%. Инвестиций в основной капитал - 23%.
Примерно так же хорошо обстоят дела и с реализацией многочисленных госпрограмм реформ, от инновационной до образования и медицины. Премьер доложил о достигнутых положительных результатах, а также перечислил меры, которые предпринимает правительство, чтобы достигнуть таковых. Вице-премьер Сауат Мынбаев, фактически выступавший основным докладчиком, поскольку ему пришлось рассказывать о реализации Стратегии индустриально-инновационного развития и жилищной программы, был более конкретен, но и он не избежал искушения порадовать статистикой. Как известно, Стратегия индустриально-инновационного развития должна быть реализована в три этапа: первый охватывает 2003-2005 годы, второй - 2006-2010-е, третий - 2011-2015 годы. Первый этап - подготовительный, и его задачами являлись подготовка законодательной базы системных реформ во всех отраслях экономики, институциональное обеспечение индустриально-инновационного развития, проведение исследований с целью определения конкурентоспособных недобывающих секторов экономики, формирование основ Национальной инновационной системы.
"На текущий момент все 156 пунктов Плана мероприятий по реализации стратегии выполнены. Некоторые мероприятия имеют переходящий характер и будут реализованы на 2-м этапе", - заявил Сауат Мынбаев. Кроме того, по данным вице-премьера, обнадеживают и другие цифры. Если по итогам 2004 года рост инвестиций в добывающую промышленность, по сравнению с 2003 годом, составил 3,2%, а в обрабатывающую - 13,7%, то за 10 месяцев текущего года темпы роста, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составили: в добывающую - 20,1%, а в обрабатывающую - 43,3%. На самом деле, если рассматривать качественные показатели, картина заметно меняется. Необходимо отметить, что в статистике к обрабатывающей промышленности относятся все предприятия так называемого первого передела в металлургии, то есть "Миттал Стил Темиртау", "Алюминий Казахстана", "Казахмыс", "Казхром" и т.д. Именно на них приходится значительная часть зафиксированного роста в обрабатывающей промышленности и львиная доля инвестиций. Так, когда "Миттал Стил Темиртау" на три месяца остановилось в этом году вследствие пожара в листопрокатном цехе, темпы роста обрабатывающей промышленности, по итогам прошедших 10 месяцев, упали до 5%, по сравнению с прошлогодними 8,5%, притом что в целом в обрабатывающей промышленности без "первого передела" наблюдался значительный рост.
Сохраняется и наиболее острая проблема - страна все более и более впадает в "нефтяную" зависимость. Удельный вес нефтедобывающего сектора в бюджете и ВВП неуклонно растет. Здесь тоже наблюдается жонглирование цифрами. И правительство ставит себе в заслугу тот факт, что ежегодный рост ВВП составляет 10,5%, а обрабатывающей промышленности - 9,5%, между тем как "стратегия предусматривает на 1-м этапе среднегодовой прирост физического объема ВВП в 7,5%, а обрабатывающей промышленности - 8,6%". Формально правительство с лихвой перекрыло запланированные показатели, но в действительности представляется, что смыслом реализации стратегии была прежде всего опережающая динамика роста ненефтяного сектора. Если посмотреть на результаты с этой точки зрения, достижения представляются достаточно сомнительными. Собственно, итоги красноречиво показывают, что потерян сам смысл, основная целевая установка, ради которой писалась стратегия, - опережающий рост обрабатывающего сектора.
Лукавый смысл жилищной программы
Схожая картина наблюдается и с реализацией Государственной программы жилищного строительства. "Эксперт Казахстан" неоднократно писал на эту тему, поэтому нет смысла останавливаться на ее содержании подробно. А вот результаты стоит проанализировать. В целом, если брать в расчет лишь цифры, - опять все хорошо. За 10 месяцев 2005 года введено в эксплуатацию 3,2 млн кв. метров жилья, что в 1,5 раза больше прошлогоднего показателя. Причем объемы введенного в эксплуатацию жилья по всем источникам финансирования превысили уровень прошлого года во всех регионах республики. Что же касается жилищной программы в части бюджетного финансирования, то, по состоянию на 1 октября текущего года, за счет этих средств введено в эксплуатацию 175,6 тыс. кв. метров коммунального жилья (2270 квартир), то есть уже за 10 месяцев годовое задание по сетевому графику перевыполнено на 33%.
За счет бюджетных кредитных средств сдано 359,2 тыс. кв. метров жилья (4017 квартир). В целом, с учетом ноябрьского и декабрьского вводов жилья, а это пиковые месяцы, намеченные объемы ввода жилых домов за счет бюджетных кредитных средств будут выполнены в полном объеме (сдано 863 тыс. кв. метров жилья, или 11700 квартир).
Правда, как отметил Сауат Мынбаев, на сегодняшний день из 4017 введенных в эксплуатацию кредитных квартир, местными исполнительными органами реализовано гражданам только 1050 квартир, или 26%. Правительством принято решение о реализации жилья всем категориям граждан, за исключением городов Астана, Алматы и Атырау. "Сейчас у нас 11 тыс. подтверждений от банков платежеспособности граждан. То есть все кредитное жилье будет реализовано. Это решает вопрос возврата бюджетных средств, но в целом вопрос доступности жилья для социально приоритетных групп населения остается актуальным", - завил вице-премьер. Кроме того, по его мнению, стоит навести порядок и с распределением коммунального жилья. "Следовало бы уточнить его параметры, а также определиться с исчерпывающим перечнем категорий лиц получателей такого жилья", - считает он.
Правительство далеко от мысли решать вместо бизнеса, в какие отрасли надо инвестировать. Но в условиях глобализации рынков государство обязано взять на себя затраты по проведению маркетинговых исследований с целью определения инвестиционных ориентиров для бизнес-сообщества. Такая работа частично проведена. Итогом ее явилось, как уже говорилось, определение 23 потенциально конкурентоспособных отраслей отечественной экономики и выделение 7 первичных пилотных кластеров, по которым утверждены планы развития.
Мы уже приступили к реализации этих планов и столкнулись с необходимостью решения очень конкретных и одновременно системных проблем. Для примера, кластер "Металлургия". Ключевой вопрос для всех участников кластера - сырье, то есть металл и цены на него. Но дело в том, что отпускные цены на металл на внутреннем рынке, например у "Миттал Стил Темиртау", значительно выше уровня его экспортных цен. Попытки Министерства индустрии и торговли подписать с "Миттал Стил Темиртау" меморандум о том, что эти две цены как минимум должны быть равными, пока не увенчались успехом. На наш взгляд, для кластерной инициативы это принципиальный вопрос.
Или, например, нет смысла серьезно продвигать даже в нынешнем виде вполне продаваемый туристический продукт "экскурсии в природный парк "Алтын Эмель" без строительства нормальных подъездных дорог к нему. Подобные проблемные вопросы необходимо решать внутри каждого из 7 кластеров.
В целом свою деятельность по реализации жилищной программы правительство оценило положительно. Так ли это? Ведь изначально в качестве основных целей программы значилось отнюдь не количество сданных квадратных метров, хотя и эта цель тоже присутствовала. А, прежде всего - снижение цен на недвижимость за счет резкого увеличения предложения и обеспечение доступа к "качественному недорогому жилью" тем, кто до настоящего времени в силу материального положения не мог его получить через коммерческую ипотеку. А это прежде всего бюджетники, молодые семьи и т.д. Отсюда и появилась знаменитая цифра - 350 долларов за кв. м. Итоги первого года реализации программы показывают, что ни одна из этих целей не была достигнута. Более того, пресловутые 350 у.е. за кв. м тоже являются во многом условными. В частности, в Астане, чтобы подрядчики уложились в цену, акимат вынужден предоставлять им дополнительные участки под коммерческую застройку без сноса, то есть фактически лишать городской бюджет источника получения дополнительных доходов за счет продажи путем аукциона или конкурса данных участков.
Ни копейки в старое
Тревожным в преддверии начала реализации второго этапа стратегии является то, что, по словам Сауата Мынбаева, "проекты, основанные на запуске ранее остановленных производств, близки к исчерпанию". До сих пор ненефтяной сектор страны рос в основном за счет того, что реанимировались либо перепрофилировались производства, построенные еще в эпоху СССР. Теперь резервы исчерпаны и дальнейший рост возможен лишь "только при реализации новых проектов, призванных последовательно менять качественную структуру нашей экономики, экспорта". Однако непонятно, за счет каких инвестиционных ресурсов и каких проектов произойдет качественное изменение структуры. За последние 2 года в обрабатывающий сектор было привлечено более 600 млн долларов прямых иностранных инвестиций. Несмотря на значительную динамику роста, эта сумма в абсолютной величине весьма уступает размеру прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Если же учесть, что в нее входит металлургия, куда в основном и направлены иностранные инвестиции, перспективы и вовсе становятся туманными.
"Важной задачей второго этапа стратегии является активизация несырьевого экспорта и привлечение масштабных инвестиций в обрабатывающий сектор. К сожалению, здесь я пока не вижу особых подвижек", - такого мнения придерживается Нурсултан Назарбаев. Одобряя в целом деятельность правительства, он считает, что на втором этапе необходимо решить две задачи - создать высокотехнологичные производства и выйти на мировые рынки. "Главная цель программы - не реанимировать прежнее производство, не ремонтировать прежние заводы и фабрики, чтобы они просто задышали. Нет. Ни одна копейка не должна тратиться на воспроизводство старого. Надо привести несырьевой сектор к мировым стандартам, сделать конкурентоспособным", - заявил г-н Назарбаев. По его мнению, процессы модернизации существующих и формирования новых высокотехнологичных отраслей должны идти параллельно. А способ для выхода на внешние рынки президент видит в привлечении крупнейших производителей товаров. Идея состоит в том, чтобы, используя технологические возможности этих компаний, выйти на мировые рынки под их брендами.
Идея, в принципе, хорошая. Однако сразу возникает вопрос: как привлечь в страну крупных производителей с мировым именем. Нурсултан Назарбаев считает, что это можно осуществить с помощью контактов на самом верху. "Требуется квалификация соответствующих министров, умение контактировать с мировыми компаниями, умение убедить и привлечь. И не бояться ставить их во главе наших предприятий", - говорит он. А также создавая сети торгово-инвестиционных представительств Казахстана в ряде стран, где расположены штаб-квартиры крупных компаний, по примеру зарубежных инвестиционных агентств Сингапура, Ирландии и Чехии.
Кроме того, президент предлагает для расширения казахстанского экспорта создать специализированные структуры, оказывающие помощь частному сектору в продвижении товаров и услуг на мировые рынки по типу существующей в США "Корпорации частных зарубежных инвестиций", в Великобритании - "Торгово-инвестиционного агентства" или "Японской организации внешней торговли", и изучить возможность субсидирования и кредитования казахстанского несырьевого экспорта. Все эти меры, безусловно, правильны, но все же представляются вторичными. Умение министров договариваться с зарубежными партнерами может принести лишь единичные результаты, однако вряд ли может быть системной мерой. Гораздо важнее существующий в стране инвестиционный климат, отсутствие административного давления и минимум бюрократических барьеров, ясное понимание чиновниками своей роли и функции, причем на всех этажах, а не только на уровне членов кабинета министров.
Еще одно обстоятельство, которое может помешать привлечь в страну крупнейших мировых производителей, носит объективный характер - относительно высокая стоимость рабочей силы, по сравнению с азиатскими соседями, узкий внутренний рынок, географическая удаленность и неразвитость транспортной и обслуживающей инфраструктуры. Следовательно, мировых производителей можно заинтересовать лишь путем предоставления беспрецедентных льгот, что, во-первых, слабо согласуется с предстоящим вступлением в ВТО, во-вторых, ударит по отечественным производителям. Из всего вышеперечисленного реально исправить лишь то, что касается инфраструктуры. Собственно, президент на заседании уже дал поручение правительству разработать транспортную стратегию на ближайшие 10 лет и внести поправки в программу развития электроэнергетики.
Существенным обстоятельством является то, что, в отличие от прежних лет, в реализации этих инфраструктурных программ основной упор делается не на бюджетное финансирование, а на механизмы частногосударственного партнерства. Причем, по данным президента, 50% финансирования инфраструктурных проектов в этих сферах готов взять на себя частный бизнес. Как уточнил "Эксперту Казахстан" руководитель Инвестиционного фонда Зейнулла Какимжанов, доля участия частного капитала "может быть и существенно выше".
Три ключевые инициативы
В целом одобрив работу правительства и заявив, что "реализация этих программ позволит Казахстану перейти к новой ступени развития от сырьевой экономики к экономике с постиндустриальной структурой", Нурсултан Назарбаев выступил с рядом инициатив, которые вносят коррективы в ближайшие планы по их реализации.
Ключевыми являются, на наш взгляд, три из них. Во-первых, уже в следующем году надо внедрить рейтинговую систему оценки работы государственных органов. Цель оценки - окончательно отойти от ведомственной ориентации услуг государственных органов и перейти к ориентации на конкретные нужды населения и предпринимателей. Такая трансформация должна позволить оценивать каждый государственный орган по конкретным и измеряемым результатам. Во-вторых, ускорить переход к новой модели формирования Национального фонда. Изначально предполагалось, что данный механизм, когда все нефтяные налоги будут поступать в фонд, а из него в виде трансфертов покрывать ненефтяной дефицит республиканского бюджета, начнет действовать с 1 января 2007 года. Что было бы логично.
Однако уже в этом году правительство столкнулось с неожиданной проблемой. Как заявил на заседании министр финансов Арман Дунаев, годовой план по доходам выполнен за 10 месяцев. И теперь правительство вынуждено идти на досрочное погашение внешних обязательств "в целях стерилизации "излишней" денежной массы". Высокий уровень цен на углеводороды, а также их высокая волатильность буквально заставляют правительство срочно вносить поправки в законодательство и перейти на новый принцип формирования Национального фонда с "середины следующего года". И третье, архиважное: президент дал поручение внести изменения сразу по нескольким позициям в жилищную программу. Прежде всего изменить порядок использования бюджетных средств. В будущем году часть из них будет направлена не на финансирование строительства квартир, а на инфраструктуру, то есть прокладку инженерно-строительных коммуникаций.
Кроме того, если раньше акцент делался на строительство исключительно многоквартирного жилья, то теперь Нурсултан Назарбаев предложил обратить внимание и на коттеджное строительство. "По данным, которые у меня имеются, примерно 60 тыс. наших граждан стоят в очереди, чтобы построить свой дом. Учитывая опыт многих стран мира, нам следует на это пойти (60 тыс. домов по 300 кв. метров, это - 18 млн кв. метров жилья). Если мы направим часть денег по жилищной программе на подтягивание коммунальных дел и предоставим землю до 10 соток бесплатно, то получим новый бум за счет частных средств. Это оценивается примерно в 6 млрд долларов, привлеченных в экономику и в основные фонды страны", - заявил он.
В целом же, подводя итоги, Нурсултан Назарбаев заявил, что "мы вступаем в сложнейший период развития нашей страны". И любая перспективная инициатива частного сектора, которая направлена на диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики, должна быть поддержана правительством.