Куда податься инициативам

Павел Грудницкий
12 декабря 2005, 00:00

Когда огладываешься на соседей, подкрадывается теплая обывательская мысль - хорошо жить в Казахстане. Смотришь на статистику, к примеру на макроэкономические показатели, мысль в сознании укрепляется - по крайней мере, есть перспективы роста. Греют и глобальные проекты - развитие спутниковой системы, 7 млрд долларов в нефтехимию, реформа финансовой системы, освоение новых месторождений. Здорово. Но за большими проектами не видно, куда деть частные инициативы.

Вот решили вы открыть свой бизнес, и сразу неприятный образ госслужащего с двусмысленной улыбкой или банковского клерка с кислой миной, на ваш возглас по поводу высоких кредитов. А сверху столько рассуждений сильных мира сего о развитии малого бизнеса, мол, знаем, знаем, не забываем. На сегодня доля малых предприятий в структуре ВВП составляет всего около 20%, в США этот показатель превышает 50%, в ЕС в малых предприятиях задействовано 70% трудоспособного населения. При условии, что промышленных гигантов и середняков в республике немного. Среда у нас тяжелая для роста малого бизнеса, отсюда и худенькая социальная прослойка среднего класса между тонкой (богатых) и подавляющей с доходами не выше 300 долларов. Законодательных попыток развить малый бизнес были не одна и не две, но то ли от незнания дела, то ли от нежелания экономические всходы малых предприятий оказались чахлыми. Если верить политологам, наличие среднего класса и определяет качество и количество демократии, которой мы учимся уже без малого 15 лет.

Или взять, к примеру, гражданский сектор, те самые НПО. Роль третьего сектора в гражданском сознании казахстанцев выражена слабо, причем бледную, но все-таки выразительность придал не прошедший этой весной в высших инстанциях законопроект о национальной безопасности государства. В нем мажилисмены пригрозили волонтерам жесткими контрольными санкциями по использованию зарубежных донорских средств. Массмедиа писали об этом так много, что местами проглядывал неприкрытый пиар с известным завершением. Сценарий один в один схож с прошлогодним законопроектом о СМИ с гайкозакручивающим мотивом. Тот продукт законотворчества инициировался людьми, далекими от журналистики, - как обычно, сверху. Итак, об НПО. Вся их прелесть - в не зависимых ни от бизнеса, ни от государства гражданских инициативах, поэтому их и называют третьим сектором, равноценным двум другим. Почему-то наши гражданские инициативы решили выкрасить в цвета революций. Сработал ассоциативный ряд, доноры казахстанских НПО иностранные, так как других не было. НПО подобное разделение на "свой и чужой" не понравилось, и они начали упорно отрицать свои революционные стремления. Но это отрицание было достаточно слабым. В сложившемся отношении государства к НПО сотрудники этих организаций должны винить прежде всего своих коллег из других стран: Украины, Грузии и Киргизии, смена власти в которых прошла при активном участии неправительственного сектора, спонсированного из-за рубежа.

Только в нынешнем году государство обратило внимание на гражданские инициативы, выделило средства на социальные заказы, при этом четко обозначило, куда желательно направлять те самые инициативы. Возможно, что в дальнейшем работать НПО станет проще. Благо, президентские выборы прошли и четкая "политизированная" линия в системе НПО исчезла. Теперь появится больше времени, чтобы решать вопросы малого бизнеса, координации действий предпринимателей и государственного сектора. Тем более что среди неправительственных организаций действительно много тех, кто, забыв о политике, решает социальные и общественные проблемы.

Конечно, все не так плохо и о нуждающихся власть не забывает. Пенсии подняли, зарплаты учителям увеличили и пострадавшим от испытаний ядерных взрывов в Семипалатинске пообещали материальную компенсацию. Демографические проблемы решают - дают дотации по новорожденным. И в будущем будут давать еще больше.

У нас благоприятный инвестиционный климат, экономисты убеждают: денег в стране больше, чем проектов, ситуацию не сравнить с серединой 90-х годов, кризис миновал, и инфляция под контролем вроде бы. Приходит крупный иностранный бизнес, нет-нет да и появляются новые заводы. Но с другой стороны, социальные проекты республиканского уровня, те, что для людей с достатком не выше средней зарплаты, идут со скрипом. О результатах жилищной программы узнаешь только по газетам (причем, лучше бы и не узнавать, а то результаты этой программы не очень радостные), ипотеку могут осилить двое из десяти трудоспособных. О селе вообще разговор отдельный, там понятие самореализации синонимично выживанию. Или жизненно важная - вода питьевая. Не получается пока у чиновников эффективно использовать средства на системы водоснабжения. Но от нее, извините, половина инфекционных болезней. Болеют много и часто.

Получается какой-то дисбаланс между успешными проектами для крупного бизнеса и неудачными программами, называемыми "для повышения благосостояния граждан". Наверняка при таком темпе экономического развития рано или поздно при пятой или десятой попытке сложные социальные проблемы решат, поменяют с дюжину ответственных чиновников, но вопрос - как долго придется ждать? Может быть, проще обратиться к представителям частного бизнеса, которым снизу виднее? Для этого нужно немного - создать среду для проявления частных инициатив, чтобы макроэкономические показатели не забегали на невиданное расстояние от микросоциальных условий каждого. И тогда у чиновников не будет болеть голова о том, как привить чувство патриотизма своим гражданам. Ведь это чувство начинается с того, когда ты понимаешь свое место в обществе. Когда общество (читай: государство) дает возможность для самореализации, как твоей, так и твоих близких. Не берут за душу обывателя макроэкономические показатели.