Базовые оценки потенциала казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), на которых зиждется вся стратегия освоения ресурсов, остались абсолютно неизменными. И это несмотря на «сухую» скважину на месторождении Тюб-Караган, полученную летом прошлого года альянсом «КазМунайГаз» (КМГ) и российской компании ЛУКОЙЛ. Одна «сухая» скважина – еще не повод пересматривать всю базовую оценку.
Счет на миллиарды тонн
По величине углеводородного потенциала Каспийский бассейн по-прежнему сопоставляется с такими крупными регионами, как Африка, Северная Америка, Дальний Восток и Океания. По объему предполагаемых ресурсов углеводородов этот регион можно сопоставить с Северным морем, занимающим второе место в мире по добыче нефти. Две трети ресурсов моря расположены в Казахстанском секторе Каспия.
К настоящему времени в КСКМ выявлено более 400 разнообразных объектов, из которых, по мнению специалистов «КазМунайГаза», более 120 могут представлять интерес для поиска месторождений нефти и газа. Они расположены во всех зонах акватории, однако наиболее привлекательные находятся в ее северной части, принадлежащей по геологическому районированию Прикаспийской впадине. Именно на уровне этого пояса на суше обнаружены гигантские месторождения Тенгиз, Карачаганак и Астраханское. Подобных объектов на Северном Каспии выявлено 11. Залегают они на глубинах 4–6 метров и доступны глубокому бурению. На более мелких, от 1 до 2 метров, глубинах выявлено около 60 разнообразных структур, аналогичных нефтесодержащим объектам Северного и Восточного побережий Каспия.
Проведенная отечественными исследовательскими организациями прогнозная оценка углеводородного потенциала казахстанского сектора Каспия подтверждает сложившиеся представления о возможности залегания здесь очень крупных ресурсов нефти и газа. Особенно богата углеводородами Прикаспийская впадина, где может быть сосредоточено от 7 до 15 млрд тонн – 75% от всех геологических ресурсов КСКМ. Здесь прогнозируется открытие в подсолевом комплексе крупных по запасам месторождений. Другим районом акватории, где можно ждать открытия крупных нефтяных месторождений, является Северо-Каспийское поднятие (вблизи западного побережья Атырауской области).
По прогнозам, здесь размещается 20% ресурсов. И наконец, в Мангистауской акватории, составляющей две трети площади казахстанского шельфа Каспия, сосредоточено 5% ресурсов от общего потенциала.
Комплексная оценка изменилась
Из 5 открытых в ходе реализации Северо-Каспийского проекта (Agip KCO) месторождений Актоты и Юго-Западный Кашаган оказались кондесатными, а на месторождении Каламкас-море неприятным сюрпризом для нефтяников стал более повышенный, чем предполагалось, газовый фактор. В результате комплексная оценка потенциала КСКМ на базе новых фактических данных претерпела достаточно серьезные изменения. Так, к примеру, вместо месторождения Актоты вторым после Восточного Кашагана будет задействовано месторождение Каламкас-море – 104 млн тонн общих запасов (41 млн тонн извлекаемых). Месторождение Юго-Западный Кашаган (20 млн тонн, из них 8,7 млн тонн извлекаемых) самостоятельно разрабатываться не будет, а только в комплексе с участком Западный Кашаган. Окончательную точку в планах Северо-Каспийского проекта (СКП) поставят акционеры Agip KCO на заседании Технического комитета проекта.
Новая комплексная оценка КСКМ (кроме Северо-Каспийского проекта) составляет 11,536 млрд тонн, в том числе перспективных участков первого этапа – 8,569 млрд тонн и второго этапа – 2,994 млрд тонн. Так как «КазМунайГазу» не удалось начать реализацию в первого этапа в намеченные сроки (2003–2005 годы), он плавно перешел во второй этап, так называемый этап ускоренного развития, что может заметно усложнить работу КМГ.
Как «есть пирог»
Формирование оптимального пакета блоков и определение ключевых параметров соглашений с иностранными партнерами – одна из самых трудных проблем, которую сейчас приходится решать «КазМунайГазу». Как установить и утвердить ведущую роль КМГ в новых проектах или хотя бы сохранить равное партнерство с опытными, технологически вооруженными, финансово богатыми иностранными партнерами? Первое – нефтяные запасы пакетов должны быть весомыми для коммерческой разработки и в то же время примерно одинаковыми. Чтобы не создался единый фронт иностранных инвесторов, их планируется разделить по максимально возможному количеству проектов. С ключевыми параметрами будущих контрактов достаточно ясно: они определяются нормами Налогового кодекса, вступившими в силу с 1 января 2005 года, и законом «О соглашениях о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море».
К настоящему моменту «КазМунайГаз» заключила с правительством Казахстана контракт на разведку в пределах участка Аташ и соглашение о разделе продукции (СРП) по участку Тюб-Караган с ЛУКОЙЛом. Несмотря на неудачное бурение на Тюб-Карагане, проект пока не закрыт, хотя надежды на значительные запасы нефти уже утрачены. Сроком на 55 лет подписано СРП по основному проекту КСКМ – месторождению Курмангазы с прогнозными извлекаемыми ресурсами в 980 млн тонн нефти – с государственной компанией России «Роснефть». Уже в ближайшие два месяца по результатам бурения двух разведочных скважин станут ясны перспективы этого проекта. В декабре 2005 года подписано СРП между Министерством энергетики и консорциумом, состоящим из компаний Royal Dutch Shell, Oman Oil и «КазМунайГаз» по участку Жемчужина, достаточно малозначимого по ресурсной базе, но увязанного с прежними обязательствами казахстанского правительства по строительству нефтепровода КТК.
Рассматривается возможность заключения СРП по участку «Н» в южной части Каспия с гигантскими по площади, но небольшими по прогнозным ресурсам структурами Нурсултан, Улытау, Ракушечное-море и др. По-видимому, партнером КМГ по проекту «Н» может стать Royal Dutch Shell, которая в последнее время активизировала свою работу в Казахстане. В рабочей группе рассматривается и проект контракта на разведку участка Жамбыл в северной части Каспия с консорциумом южнокорейских компаний. Ведутся переговоры с норвежской компанией Statoil по проектам северо-каспийских участков Абай и Исатай.
Вряд ли удастся сохранить ведущую роль «КазМунайГаза» в совместных с Россией проектах Хвалынское и Центральное. Впрочем, российские партнеры не спешат с подписанием контрактов и их реализацией, поэтому окончательная конфигурация партнерства определится позже. Такая же ситуация складывается прибрежным проектом Южный Жамбай – Южное Забурунье в районе дельты Волги. СРП по участку Южный Жамбай подписано еще в 2001 году, в прошлом году ЛУКОЙЛ приобрела компанию Nelson, которая владела опционом на 25% в этом проекте. Неожиданная смена опционера поставила КМГ перед серьезным выбором. Условия СРП по Южному Жамбаю были очень льготными, так как они составлялись для казахстанской, а не для иностранной компании. И ЛУКОЙЛ может взять этот проект под свой полный контроль. Как выйти из этой щекотливой ситуации, в «КазМунайГазе» еще не определились. Возможно, придется задействовать аргумент, что разработка Южного Жамбая нанесет серьезный вред экосистеме Каспийского моря.
Скоро пойдут к рекам
На 2006 год запланированы прямые переговоры «КазМунайГаза» с Министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана по контрактам на недропользование по участкам в районе полуострова Бозаши. У компании есть кулуарные договоренности о сотрудничестве с China National Petroleum Company по участку Дархан и с индийскими компаниями по участку Сатпаева. Началось изучение участков Бобек, Шаттык, Махамбет, Кайран-Восточный и Каламкас-Северный, проекты которых, по-видимому, начнут запускать уже в 2007 году.
На третий этап, с 2010 по 2015 годы, останутся лишь два участка в предустьевой акватории у дельты реки Урал. Скорее всего, большая часть площадей этих участков, как и блок Тереньозек, будут исключены из нефтеразработок в связи с тем, что они расположены в заповедной зоне реки Урал с его «яслями» для осетровых и других ценных видов рыб.
К 2015 году в разработке будут задействованы все 25 участков (с участками Северо-Каспийского проекта – 29), из них на 9 участках, включая СКП, будет вестись по плану промышленная добыча. Уровень добычи нефти в 2015 году должен достичь 150 млн тонн в год, чтобы в последующие годы, после завершения госпрограммы освоения КСКМ, стабилизироваться на уровне 100 млн тонн в год.
Согласно комплексному плану развития береговой полосы казахстанского сектора Каспийского моря в качестве баз снабжения морских операций подтверждена роль портов Баутино, Актау и Курык. Новые газоперерабатывающие заводы, кроме завода Agip KCO, будут строиться на полуострове Бозаши, который станет также основным местом для объектов инфраструктуры «КазМунайГаза» при проведении морских операций.