Критики, утомленные постановкой феминистической проблематики в западной культуре, уже назвали фильм Ники Каро «Северная страна» предсказуемым и нравоучительным, очередной киновариацией на производственную тематику. Но нашему зрителю, живущему в обществе, далеком от проблем такого рода, история, рассказанная в картине, покажется смелой попыткой и, возможно, кого-то шокирует своей прямотой. Сценарий к фильму написан Майклом Сайцманом по мотивам книги Клары Бингхэм и Луры Лиди Ганслер «Иск группы лиц: Судьбоносное решение, которое изменило закон о сексуальном домогательстве». Героиня фильма Джози Эймес (Шарлиз Терон), мать с двумя детьми, бежит от периодически избивающего ее мужа. Оказавшись в доме родителей, она слышит от своего отца упреки, что должна сама обеспечивать детей и жить отдельно. Работая на классически «женской» работе – парикмахершей, она не может заработать таких денег. Выход подсказывает подруга Глори (Фрэнсис Макдорманд) – устроиться на работу в шахту. Она сама там неплохо зарабатывает, крутя баранку самосвала. На шахте уже работают несколько женщин. Все они терпят издевательства коллег-мужчин: сексуальные игрушки в контейнерах для еды, оскорбительные надписи на стенах раздевалки, грязные ругательства и приставания. Все это происходит под прикрытием и при тихом одобрении администрации рудника. Джози Эймес не желает сдаваться, да и выхода у нее нет – опять безденежье (получив первую зарплату и взяв кредит, она и дети только смогли зажить достойно). Когда терпеть больше невозможно, Джози подает в суд.
Приходилось ли вам сталкиваться с половым шовинизмом? Если вы не женщина, то ответ, конечно, нет. В нашем обществе чаще поднимаются национальные вопросы. К гендерным же проблемам относятся с иронией и нескрываемым раздражением, считая их надуманными. Попробовав поднять вопросы такого рода в своей социальной микросреде (на работе или в семье), вы в лучшем случае будете осмеяны. Эти проблемы у нас предпочитают не замечать. Их и в самом деле не видят, прямо по Фрейду, топя в глубинах коллективного бессознательного. Цвет кожи, разрез глаз, национальность, половая принадлежность в понимании наших людей формируются на биологическом, генетическом уровне и представляют собой природную необходимость со всеми вытекающими из этих естественных признаков последствиями. Всего лишь столетие назад рабство и расизм тоже были чем-то естественным. Сейчас передовое человечество считает их преступлением, но они до сих пор распространены на земном шаре. Неудивительно, что гендерная политика равноправия многим все еще кажется поветрием моды бесящегося с жиру Запада.
В традиционном мифосознании испокон веков мир делился на верх и низ, белое и черное, мужское и женское. Сильный утверждается за счет слабого, господствующий – за счет подчиненного. Одна сторона оппозиции, как заметили философы-постмодернисты, доминантная, а другая рецессивная. Шовинизм – не просто набор частных случаев (муж бьет жену, учитель насилует ученицу, шахтеры издеваются над шахтерками), он основан на системе маскулинной патриархальной культуры. И простая замена мужчин на женщин не всегда может изменить ситуацию. В фильме адвокатом, взявшимся защищать с особым цинизмом интересы горнорудной компании, оказывается женщина. Понятие женской солидарности и гуманизма ей незнакомо. Иногда в фильме более шокирующее впечатление производят не столько поступки мужчин, совершаемые ими под воздействием грубого стадного инстинкта, сколько женщин, подпавших под его же влияние. Женщин, от которых ждешь поддержки, но вместо этого они предают тебя. Таковы коллеги Джози, шахтерки, которые сначала напуганы и боятся потерять работу, потом начинают рассуждать как мужчины и обвинять во всех бедах Джози: напросилась – сама виновата. Это как в случае с изнасилованием, когда насильника пытаются оправдать за счет жертвы, якобы спровоцировавшей насилие. Уж виноват ты потому, что хочется мне кушать!
История Северной страны рассказана со всей глубиной и аналитичностью. Картина описывает не просто первый прецедент в истории судебной практики – иск о сексуальном домогательстве, а трудную дорогу достижения справедливости, борьбы за свои права, когда, кажется, приходится идти против всего мира. Джози, чтобы добиться законного решения, преодолевает не только дикие нравы посторонних мужчин, но и негативный настрой близких ей людей – отца и сына. Поэтому эпизоды в суде, сменяющиеся картинами из жизни, выглядят не просто как расследование, а как психоанализ. При поддержке Глории и двух хороших парней – вернувшегося из Нью-Йорка адвоката Билли Уайта и мужа Глории Кайла героине удается сдвинуть с места, кажется, совсем безнадежную ситуацию.
Картина по-американски заканчивается хеппи-эндом. Люди понимают свою неправоту, в них пробуждается присущий демократическому мышлению гуманизм. Возможно, здесь кино проигрывает своей верностью стереотипности жанра. Но картина снята на основе документальных событий. И закон, защищающий права работающих женщин, был принят. Это своего рода документальный исторический хеппи-энд. Документальность фильма заключается не только в этом, но и в типичности жизненной истории, ценностях, оценках и нравах. Во время просмотра это очень хорошо почувствуют те, кто имел сходные проблемы и сталкивался с половым шовинизмом. За лучшую женскую роль в фильме Шарлиз Терон была номинирована в 2006 году на «Оскар» и «Золотой глобус».