Голливудский сценарий развития

Алия Шалабаева
25 сентября 2006, 00:00

Чтобы сделать казахстанскую киноиндустрию успешной, ее необходимо вывести из структуры Министерства культуры в самостоятельную отрасль

Казахстану следует создать национальную компанию с государственным участием, объединяющую продюсерский центр, кинофабрику и кинопрокат. Такое мнение в интервью «Эксперту Казахстан» выразил знаменитый казахстанский режиссер Рашид Нугманов.

– Кинематограф Казахстана при наличии талантливых творческих кадров переживает производственный кризис и требует немедленного хирургического вмешательства.

8 лет назад в республике шли бурные дебаты о том, как реанимировать местную киноиндустрию, сделать национальный кинематограф прибыльным, вернуть разбежавшихся специалистов на «Казахфильм» и обеспечить выпуск художественных, документальных и анимационных фильмов хотя бы на уровне 1990 года, когда финансирование осуществлялось централизованно Государственным комитетом по кинематографии СССР. Было написано несколько программ, в том числе и мной. К сожалению, все осталось на уровне дебатов, и наша киноиндустрия продолжает нелегкое существование в условиях рыночной экономики. Сегодня вопрос ее возрождения стоит так же остро.

Три кита киноиндустрии

– Как отечественная киноиндустрия оказалась в кризисном состоянии, если раньше она была довольно прибыльной?

– Кризис казахстанской киноиндустрии берет свое начало именно с развала киносети и кинопроката в начале 1990-х годов. Во времена Госкино СССР кинематография приносила государству огромную прибыль благодаря централизованному прокату отечественных и зарубежных картин. Даже 55-процентное налогообложение позволяло государству содержать национальные киностудии и финансировать производство сотен игровых, документальных и мультипликационных фильмов.

После развала киносети и кинопроката в Казахстане сложилась противоестественная ситуация, когда производство фильмов продолжалось, а доходы по киноиндустрии полностью прекратились. В результате содержание национального кинематографа легло бременем на государственный бюджет, без всякой надежды на возврат хотя бы ничтожной доли вложенных средств.

– И как же сделать национальный кинематограф прибыльным?

– Индустрия кино по определению состоит из трех элементов: киносеть, кинопрокат, кинопроизводство – именно в такой последовательности. Киносеть и кинопрокат в отдельно взятой стране могут существовать без местного кинопроизводства, обходясь зарубежной продукцией, но не наоборот. Как это ни парадоксально звучит, кино начинается не со сценария и даже не с идеи фильма, а с проданного билета в кинотеатр.

Наверное, идеальной модели развития киноиндустрии в мире не существует. Однако есть примеры высокой рентабельности и превосходной организации киноиндустрии. В первую очередь это студии Голливуда. Они строятся на двух фундаментальных принципах. Принцип первый – объединение в одной компании производства, проката и показа фильмов (пусть ограниченного после антимонопольных законов 50-х). Принцип второй – компания эта является частью той или иной суперкорпорации. Объединение производства, проката и показа позволяет проводить единую политику по работе с фильмами и извлекать из их эксплуатации максимальную прибыль. Суперкорпорация же с легкостью поглощает все поквартальные колебания оборота своей капризной дочерней компании.

Киноиндустрия в СССР строилась практически по тем же самым принципам с тем отличием, что киносеть находилась на бюджете местных административных органов. Но голливудские студии также не могут позволить себе развернутую сеть кинотеатров в силу антимонопольных законов – именно это и отделяет обе модели от идеальной.

Если говорить о киноиндустрии Казахстана, то ее реанимация возможна лишь при восстановлении и модернизации двух важнейших элементов: киносети и кинопроката.

Сегодня, когда кинобизнес во всем мире, особенно в транзитных странах, переживает бум, а число зрителей там ежегодно растет, многие кинозалы Казахстана пустуют. Это связано с тем, что кинотеатры, доставшиеся нам в наследство с советских времен, безнадежно устарели. Вернуть в них зрителя сложно. Причина не только в оборудовании и уровне комфорта, не отвечающим современным требованиям. Старым однозальным кинотеатрам уготована судьба на выбор: перестройка, перепрофилирование или на слом. В редких случаях – артхауз для избранных. Принцип однозальных кинотеатров ушел в прошлое, уступив место «синеплексам» – многозальным кинокомплексам.

Типичный синеплекс объединяет под одной крышей несколько залов (обычно от 5 до 10) средней и малой вместимости. Каждые 10–15 минут начинается новый сеанс. Не надо бежать в кинотеатр сломя голову, а, опоздав, ждать следующего сеанса 2 часа. Наличие нескольких залов позволяет гибко планировать программы кинопоказов, обеспечивая их оптимальную заполняемость в зависимости от посещаемости того или иного фильма, что резко повышает рентабельность кинотеатра. Завсегдатаи могут вступить в клуб и приобрести месячные абонементы со значительной скидкой. Все это делает синеплексы доходным бизнесом.

Что первично – курица или яйцо?

– Какие функции должен выполнять кинопрокат? И каково его значение в развитии кинематографа?

– Кинопрокат – важнейшее звено между производителями фильмов и зрителем. Это поистине кровеносная система всей отрасли. В мире разработаны богатейшие методы маркетинга фильмов – от хитроумных способов рекламы до прокатной стратегии, рассчитанной на максимальное извлечение прибыли от каждого фильма.

Кинопрокат прежде всего должен выполнять три функции: закупку фильмов (с последующим тиражированием и размещением в кинотеатрах), их рекламу и сбор выручки от кинотеатров. Недаром говорят, что Голливуд – это в первую очередь прокат, а уже затем производство фильмов. Именно через прокат приходят прямые средства на производство.

Старая студийная система в Голливуде совмещала производство фильмов, их прокат и сеть кинотеатров. Эта система, позволившая крупным американским компаниям покорить национальные и международные рынки, известна под названием «Золотой век Голливуда». По такой же схеме была построена и индустрия кино в Советском Союзе.

– Каким образом должно выстраиваться кинопроизводство?

– Производство фильмов имеет два главных слагаемых: продюсера со своей съемочной группой и услуги. Многие крупные студии мира объединяют эти процессы под одной крышей: например знаменитая «семерка» Голливуда – «Фокс», «Универсал», «Парамаунт», «Сони», «Дисней», «Уорнер», МГМ; то же самое имело место в СССР. Другие студии предлагают лишь услуги и сдают свои помещения в аренду без собственного производства и проката: например знаменитая голливудская студия «Ралей». И те, и другие, вне зависимости от того, запускают они в производство собственную продукцию или нет, объединяет одно – совершенная производственная база. В дополнение к этому студия «Универсал» извлекает прибыль и от парка развлечений, расположенного на ее территории, с многочисленными аттракционами на темы популярных фильмов, ресторанами, продажей сувениров и т.д.

Оборудование киностудии «Казахфильм», когда-то одно из лучших в СССР, устарело, не отвечает современным требованиям и нуждается в модернизации. Никак не используется в интересах киностудии и ее территория, занимающая столь удачное расположение на проспекте Аль-Фараби.

Объединиться, чтобы выжить

– Возможно ли применить голливудскую модель киноиндустрии на казахстанской почве? И каковы пути ее достижения с учетом местной специфики?

– На данном этапе, когда киноиндустрия Казахстана дышит на ладан, ее реконструкцию целесообразно строить на фундаментальных принципах, о которых я говорил. Это позволит не только постепенно реанимировать ее функционирование на республиканском уровне, но и подключиться к кровеносным артериям мировой системы кино.

В первую очередь необходимо объединить в государственной кинокомпании национальный продюсерский центр, кинофабрику и кинопрокат, выведя эти структуры из Министерства культуры в самостоятельную отрасль. Однако, как я говорил, сама по себе она без кинотеатров не заработает и будет источником постоянных убытков. Следовательно, все усилия и средства после объединения киноиндустрии должны быть направлены на развитие доходной части, в первую очередь сети кинокомплексов и сопутствующих торгово-развлекательных центров. Мощности и помещения кинофабрики на этом этапе целесообразно отдать по конкурентоспособным ценам в аренду профильным компаниям (реклама, телевидение, видео, развлечения, художники и дизайнеры плюс собственные павильоны, цехи и автобаза).

На втором этапе по восстановлению киносети потребуется развитие системы кинопроката. Конечно, в условиях Казахстана львиная доля прибыли будет по-прежнему приходить от проката зарубежных картин, в первую очередь американских и, во-вторых, российских. Как бы мы ни относились к такому положению дел, не будем строить иллюзий. Тем не менее вырученные средства позволят поддерживать собственное национальное кино. Одновременно станет возможным поэтапное переоснащение кинофабрики, в первую очередь цехов для обслуживания кинопроката: печать кино- и видеокопий, дубляж иностранных фильмов на казахский и русский языки, реклама.

На третьем этапе, когда пойдет прибыль от кинопроката, вырученные средства уже можно будет вкладывать в развитие технической базы для производства собственных фильмов и предоставления услуг сторонним организациям как Казахстана, так и сопредельных республик.

– Разумеется, такая обширная программа потребует крупных капиталовложений, особенно на начальном этапе. Где их взять?

– Вот здесь вступает в силу второй принцип Голливуда: вовлечение суперкорпораций. В советское время такой суперкорпорацией для киноотрасли было государство. Сегодня, когда наша страна стремительно переходит на рельсы рыночной экономики, государство уже не в состоянии выделять такие огромные средства, что прежде, поскольку оно не получает и прежнего возврата. Следовательно, жизненно необходимо привлечение финансовых партнеров, крупных национальных и транснациональных корпораций, заинтересованных в шоу-бизнесе.

Интересные возможности для местных казахстанских инвесторов открываются в части строительства торгово-зрелищных комплексов. Такие проекты в крупных агломерациях могут стать самыми престижными центрами торговли и развлечений в ближайшие годы.

Следует обратить внимание национальных инвесторов и на сопредельные с Казахстаном территории. Поволжье и Сибирь – перспективный рынок для расширения сети киноплексов. Не следует забывать и наших центральноазиатских и кавказских соседей, а также Украину и Беларусь, где уже идут процессы инвестирования казахстанского капитала в других отраслях.

Необходимо понять и принять реальное положение вещей: казахстанский рынок самостоятельно не способен вытащить казахстанскую кинопродукцию на уровень прибыльности. Это возможно только при экспансии кинорынка на братские территории бывшего СССР.

– Значит, для успешного осуществления программы объединенная кинокомпания должна вести работу одновременно внутри страны и за ее пределами?

– Безусловно. При отсутствии или провале одного из этих направлений возрождение киноотрасли невозможно. Она либо потерпит очередное банкротство, либо будет неизбежно перепрофилирована в иные формы деятельности, а казахстанские зрители будут по-прежнему смотреть американские и российские картины, потому что там киноиндустрия быстро набирает оборот.

Даже если государство продолжит выделять средства на производство казахстанских фильмов, деньги будут уходить в песок. Вскоре правительство потеряет не только надежду на их, пусть ограниченный, прокат на родине и за рубежом, но даже на показ в главных программах важнейших кинофестивалей мира.

– Чем же может помочь государство своей киноиндустрии в условиях крайне ограниченного бюджетного финансирования?

– Важнейшим условием быстрой реанимации может стать независимый статус государственной кинокомпании, а также агрессивная и профессионально просчитанная инвестиционная атмосфера в отрасли, с точными капиталовложениями в развитие инфраструктуры развлечений и отдыха, а также поощрением профессиональных продюсерских компаний, исполняющих заказы на производство отечественной кинопродукции.

Лучшие годы советского кино приходятся на времена «Госкино». Передача национальной киноиндустрии в ведение республиканских министерств культуры вкупе с отсутствием реальных бизнес-программ развития кинематографа, фактически привело к той плачевной ситуации, которую мы наблюдаем сегодня. Лишь мощная независимая кинокорпорация с участием крупного многоотраслевого капитала способна вытащить национальный кинематограф из комы.

Но и Министерство культуры не останется в стороне от кинопроцесса. Имело бы смысл перенять французский опыт Национального центра кинематографии. Эта организация, общественный совет которой составляют видные деятели культуры, ежегодно выделяет государственную помощь особо значимым в культурном отношении проектам. Такую функцию и могло бы взять на себя наше министерство.