По приглашению Национального инновационного фонда республику посетил известный израильский специалист по венчурным инвестициям – Йорам Орон, председатель израильской венчурной ассоциации IVA, а также основатель и управляющий фонда венчурного капитала Vertex. О целях своего визита г-н Орон рассказал «Экcперту Казахстан».
– Вы прибыли в Казахстан с деловым визитом. Вы ищете здесь новых партнеров?
– В Казахстане очень много университетов, исследовательских организаций… Следующим шагом должно стать появление и развитие венчурных фондов. По опыту США, Европы, Израиля могу сказать, что одним из самых быстрых и эффективных путей развития инновационных проектов в государстве является венчурное финансирование.
Венчурное инвестирование в высокие технологии – это глобальный бизнес, который нужно реализовывать по всему миру. Политика нашего фонда – поиск партнеров в разных странах. Летом в Израиле на одной из конференций я встретился с представителями вашего инновационного фонда и фонда «Казына». Мы решили, что в Казахстане есть возможности для развития высокотехнологичного сектора. Сегодня в Израиле бурно развивается IT-индустрия. У нас в этой сфере много интересных проектов, и мы могли бы развивать их совместно с казахстанским бизнесом. В свое время в Израиле была разработана технология флеш-памяти, система ICQ, структура построения антивирусных программ. Pentium, Intel тоже изобретали в Израиле. Сегодня у нас развиваются новые технологии, пока неизвестные миру. Цель моего визита – пригласить фонд «Казына» и НИФ в качестве стратегических партнеров венчурных фондов Израиля. Я изучил инфраструктуру вашего государства. Один из путей сотрудничества я вижу в кооперации венчурных фондов Израиля и Казахстана.
Инновации non-stop
– Как фонд Vertex осуществляет инвестирование технологичных компаний? Вы сами ищете проекты?
– В Израиле проблем с поиском идей нет. Венчурные фонды сами не осуществляют поиск технологий, через них проходит большой поток проектов. К примеру, фонд Vertex ежегодно рассматривает только около 400 бизнес-планов. Это связано с тем, что у нас очень активная бизнес-среда и очень популярны венчурные фонды. Информация быстро распространяется среди инвесторов. В итоге ежегодно появляется 200–250 технологичных компаний. И технологии быстро доходят до венчурных фондов.
В управлении Vertex находится 60 млн долларов. Свои доли в фонде имеют известные IT-копании, а фонд в свою очередь имеет возможность выходить на авторитетных экспертов, работающих в этих компаниях. Сегодня венчурный бизнес приобретает транснациональный характер.
Прежде чем принимать решение о финансировании нового бизнеса, мы проводим комплексную экспертизу проектов. Сначала это делают специалисты фонда. И если они принимают положительное решение, мы направляем проект к экспертам международных компаний, таких как Fujitsu, IBM, Intel и другие. Чтобы проверить новые проекты, используем также знания и технологии ранее проинвестированных партнеров. На сегодня таковых 36.
– Какой средний срок реализации проекта и сколько Vertex готов инвестировать в одну компанию?
– Обычно развиваем проект 3 – 7 лет. Vertex инвестирует в одну компанию 2–3 млн долларов. Максимальное инвестирование в один проект составляет 5 млн долларов. Причем наш фонд ориентируется на долевое участие в 20–25%. При этом мы ведем активное управление компанией автора проекта. Лично у меня есть опыт основания трех компаний. Помогаем авторам проектов встать на ноги и затем ищем стратегических инвесторов. В среднем из десяти проектов четыре имеют положительный результат. Я считаю это очень хорошим результатом.
Глобальные инвестиции
– Как развивается венчурный бизнес в Израиле после интернет-бума в 2000 году?
– Развитая интеллектуальная среда привлекает крупные транснациональные компании, они открывают здесь свои лаборатории и научные центры. Высокотехнологичный бизнес начинает набирать обороты. За последние 7 лет венчурными фондами Израиля было привлечено более 12 млрд долларов на развитие инновационных компаний. Сейчас в Израиле действует около 70 венчурных фондов, между ними идет, с одной стороны, конкуренция, с другой – кооперация в бизнесе. Общие интересы венчурных инвесторов отстаивает израильская ассоциация венчурных фондов.
– А что дает ассоциация венчурным инвесторам?
– Во-первых, ассоциация добивается от государства позитивных изменений в законодательстве для более удобного ведения бизнеса, а также изменений в налоговой системе. Допустим, если Казахстан будет инвестировать в технологичные израильские компании, ассоциация будет добиваться для инвесторов определенных налоговых преференций. Ассоциация также позволяет унифицировать венчурный бизнес, привести к единым стандартам делопроизводство и бухгалтерию.
– Насколько я понимаю, вы ищете стратегических инвесторов в лице казахстанских компаний, а есть ли у вас интерес к нашим разработкам?
– Если у нас будет стратегический партнер в Казахстане, который поможет искать проекты и обрабатывать эти идеи, и если эти идеи будут глобальны, их можно будет продавать по всему миру, это станет той инвестицией, в которой наш фонд заинтересован. Но для этого нужно хорошо поработать.