Экономика с приставкой «био»?

Виктор Глумсков
29 января 2007, 00:00

По мере того как Сингапур уступает свою позицию одного из мировых лидеров в производстве электроники, страна начинает искать новые пути развития экономики в XXI веке. Один из них – формирование индустрии биотехнологий

«У нас нет ни птицефабрик, ни посевов пшеницы или ячменя, ни рисовых полей. У нас нет даже кокосовых пальм, под которыми можно было бы сидеть в ожидании падения ореха», – так однажды охарактеризовал особенности своей страны один из творцов «сингапурского экономического чуда» Филипп Ео. И продолжил свою мысль: «Все, что у нас есть из натуральных ресурсов – это 4 млн населения. Наша задача – дать им возможность вести достойную жизнь. Для этого мы вынуждены непрерывно развивать и перестраивать свою экономику». Сегодня Сингапур – одно из немногих государств в мире, не имеющих внешних задолженностей. В 2006 году темпы роста его экономики составили 7,7%. Отраслями с наибольшими темпами роста стали транспортное машиностроение и биомедицинское производство, в частности биотехнология.

С конца 1970-х годов Сингапур эволюционировал в одного из мировых лидеров по производству электроники, и эта индустрия стала одной из доминантных в его экономике. Но к началу нового века город-государство столкнулся с жесткой конкуренцией на этом рынке со стороны развивающихся экономик других стран Южно-Азиатского региона. Именно тогда и встал вопрос о смене экономических приоритетов и диверсификации экономики. Было решено сделать упор на научно-практические исследования и наукоемкие производства, и в первую очередь  на развитие биологических технологий, производства на основе которых, как полагают многие аналитики, станут одной из основ глобальной экономики в последующие десятилетия.

Первая в мире коммерческая компания, взявшаяся за разработку генетически измененных продуктов, была основана в 70-х, но настоящий бум этой отрасли начался с 1992 года. Сегодня в мире создано свыше 4 тыс. биотехнологических компаний, чей совокупный доход достигает порядка 50 млрд долларов. Темпы ежегодного роста этого сегмента составляют свыше 15%. Самым крупным игроком в этом секторе являются Соединенные Штаты, где на биотехнологии ежегодно расходуется около 30 млрд долларов. На США приходится и 77% всех мировых доходов в этой отрасли. В Азиатско-Тихоокеанском регионе доля прибылей в биомедицинской индустрии выросла за прошедший год почти на 10%. За 2005 год количество людей, занятых в этой индустрии в глобальном масштабе, выросло на 15%, и сегодня в ней работают порядка 220 тыс. человек.

Первые шаги по новому пути

По словам Филиппа Ео, чтобы создать биотехнологическую индустрию в Сингапуре, «нужно смелое сердце и стальные нервы». «Мы должны идти на риск. Должны быть готовы к провалам. Если бы это было легко, все бы делали это», – говорит он. Главными направлениями, по замыслу правительства, должны стать, во-первых, разработка новых медикаментов и методов лечения, во-вторых, исследование стволовых клеток, геномика, протеномика и биоинформатика и, в-третьих, создание условий для клинических испытаний новых препаратов и технологий. Не имея на начальном этапе собственных компаний и специалистов, работающих в этой области, Сингапур сделал ставку на создание условий, которые бы привлекли в страну крупные международные корпорации, а также поощряли местных и иностранных предпринимателей заняться этим бизнесом.

Прежде всего это финансовая поддержка со стороны государства. С 2000 года на разработку новых методов лечения и медикаментов государственные агентства потратили почти 950 млн долларов, и еще 925 млн планируется потратить до 2010 года. Правительство Сингапура является крупнейшим национальным венчурным инвестором. Так, оно владеет 50% капитала в фирме ES Cell International, основанной британским ученым Аланом Колманом, тем самым, который вывел первую в мире клонированную овцу Долли. Сегодня г-н Колман работает в Сингапуре и, по его словам, чувствует себя здесь в привилегированном положении, и особенно в отношении финансирования.

Главным органом, осуществляющим контроль над государственным финансированием индустрии, является Bio-One Capital, филиал сингапурского Совета по экономическому развитию (EDB). В его распоряжение предоставлено почти 700 млн долларов, которые распределены по четырем инвестиционным фондам. Два фонда вкладывают капитал в биотехнологические компании за рубежом. Еще один фонд занимается стратегическим совместным инвестированием в иностранные компании, уже работающие на сингапурском рынке биотехнологий. И последний, четвертый, инвестирует в компании, которые только планируют вести биотехнологический бизнес в Сингапуре либо сделали самые первые шаги в этом направлении.

Первая, собственно сингапурская, биотехнологическая компания S*Bio была создана в 2000 году. Она использовала биотехнологии для исследований в области лечения онкологических и инфекционных заболеваний. В 2005 году на рынке оперировало уже пять сингапурских компаний, использующих биотехнологические методы, в том числе две фармацевтические, две – по исследованию стволовых клеток и одна – по производству биомедицинского оборудования.

Среди других факторов, делающих Сингапур привлекательным для иностранных компаний, наиболее значимыми являются благоприятное законодательство, наличие развитой инфраструктуры и географическое положение. Сингапурское законодательство в области научных исследований построено таким образом, чтобы как можно лучше соответствовать аналогичному законодательству в США и Европе. Но в отличие от них в нем предусмотрены гораздо более мягкие ограничения на проведение исследований стволовых клеток и экспериментов с использованием животных. Другой сильной стороной легальной системы города-государства является развитое патентное законодательство.

Кроме того, в последние годы значительные средства вкладываются в развитие специфически научной индустрии, то есть строительство лабораторий, зданий научных учреждений, предприятий по выпуску и обслуживанию биомедицинского оборудования. Наиболее значительным проектом в этой области стал уникальный научный центр «Биополис», первая очередь которого была введена в строй летом 2003 года. Сегодня научный парк объединяет 10 корпусов, где расположены лаборатории, оснащенные самым передовым научным оборудованием. Его строительство обошлось Сингапуру в 500 млн долларов, но уже сегодня в стенах этого, одного из крупнейших в мире, биотехнологического кластера работают 9 институтов биотехнологической и фармакологической направленности, а также размещаются научно-исследовательские филиалы крупных международных корпораций, среди которых такие гиганты, как Novartis и GlaхoSmithKline.

В географическом плане биотехнологическая индустрия Сингапура выигрывает от непосредственного соседства с наиболее динамично развивающимися «новыми экономиками» региона, в первую очередь Китая и Индии. Они же потенциально являются очень емкими рынками сбыта биотехнологической продукции. Кроме того, город находится в природной зоне (экватор), отличающейся исключительным видовым разнообразием флоры и фауны, многие представители которых находятся под самым пристальным вниманием ученых как потенциальные источники новых лекарственных препаратов.

Некоррумпированное и исполнительное чиновничество вкупе с квалифицированной, дисциплинированной и трудолюбивой рабочей силой вносят дополнительный элемент привлекательности в деятельность сингапурского биотехнологического рынка.

Планируя будущее

Руководство Сингапура всегда отличала тщательная взвешенность экономических шагов. Общая экономическая стратегия сегодня – увеличение к 2010 году расходов на научно-исследовательский сектор экономики (Research&Development – R&D – исследование и внедрение) до 3% ВНП. Министерство торговли и промышленности Сингапура планирует потратить на достижение этой цели 7,5 млрд долларов. Финансирование будет вестись через два правительственных агентства. Через одно, Agency for Science, Technology and Research – A*STAR, планируется израсходовать 5,4 млрд долларов на исследования в принадлежащих государству научных институтах и внедренческих компаниях, а также на дальнейшее развитие инфраструктуры, подготовку местных и привлечение зарубежных специалистов. Через другое – EDB будут финансироваться в размере 2,1 млрд долларов частные R&D исследования, а также расходы на привлечение в сингапурский биотехнологичекий кластер иностранных корпораций. К 2025 году планируется довести общий объем продукции биомедицинского производства до 25 млрд долларов.

Одним из направлений развития этой отрасли станет, как полагают специалисты, превращение Сингапура в центр медицинского туризма, где пациенты смогут проходить курс относительно дешевого лечения в терапевтических центрах крупных международных корпораций, в первую очередь пациенты, коим для лечения требуются стволовые клетки. Среди компаний, уже запланировавших подобные центры – EC Cell и Cordlife.

Пока сингапурским исследователям еще не удалось создать свое собственное «лекарство-блокбастер», которое бы начало приносить ощутимые и постоянные прибыли. Но большинство аналитиков считают, что биотехнологическая отрасль Сингапура достигла своеобразной критической массы в двух отношениях: во-первых, количества представленных в нем научно-исследовательских и внедренческих корпораций и, во-вторых, концентрации научных работников – ученых и инженеров, работающих в этой области. Исходя из этого прогнозируется скорый прорыв в биотехнологической индустрии Сингапура, который выведет ее на качественно новый уровень и превратит страну в одного из лидеров этого сегмента глобальной экономики.