Вполне логично, что в «КазМунайГазе» (КМГ) решили получать большую маржу, производя электроэнергию, нежели продавая основные виды топлива для электростанций – газ и мазут. По мнению экспертов, это одна из немногих компаний, обладающих достаточными средствами для покупки генерирующих активов, выделяемых из РАО «ЕЭС России».
Финансовые инструменты в КМГ появились после того, как ее «дочка» «Разведка Добыча «КазМунайГаз» провела в октябре прошлого года IPO на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах. В свободном обращении находится 40% акций компании на сумму 2,3 млрд долларов, при этом рыночная капитализация составила 6,2 млрд. Предполагалось использовать привлеченные средства для дальнейшего роста и развития компании.
Так получилось, что распродажа активов РАО «ЕЭС России» и наличие свободных денег в «КазМунайГазе» не только совпали по времени, но и стали факторами, стимулирующими казахстанскую компанию инвестировать капитал в российскую электроэнергетику. В конце прошлого года аналитики рынка утверждали, что КМГ намерена направить на инвестиции в Россию не менее половины привлеченных в ходе IPO средств. Речь шла о сумме чуть больше 1 млрд долларов.
Еще одной причиной, толкающей КМГ на покупку генерирующих активов, является то, что она имеет ограниченные возможности по экспорту собственного газа.
Вместе с тем не обязательно покупать активы напрямую. Через создание совместного предприятия КМГ может выступить инвестором строительства новых мощностей и поставщиком топлива. В данном контексте КМГ могут заинтересовать российские компании, уже работающие на экибастузском угле или приспособленные к нему.